Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: мир старинной книги (список заголовков)
20:10 

"Начальные основания врачебной науки": экспозиция Музея книги НГОУНБ

Музей книги НГОУНБ им. В.И. Ленина приглашает жителей и гостей Нижнего Новгорода, любителей книги на просмотр экспозиции "Начальные основания врачебной науки".

Данная музейная экспозиция — еще одно свидетельство богатства, уникальности и многообразия книжного собрания главной библиотеки области. Экспозиция состоит из нескольких разделов.
В разделе "Тайны древних лекарей" Вы увидите рукописные документы из фондов библиотеки, среди них: "Травник" XVII века, список с "Лечебника", изданного в Кракове в 1612 году. Книга принадлежала монахам Троице-Сергиевой лавры. Рецептурный справочник "Прохладный вертоград" представлен тремя списками XVIII века. Один из экземпляров был переведён с польского в конце XVII века Симеоном Полоцким. Данный экземпляр из личной библиотеки П.И. Мельникова-Печерского. В этом разделе представлены также печатные издания XVI-XVII веков по медицине, среди них книга немецкого химика, медика и фармаколога Даниэля Сеннерта "Практическая медицина" (Виттенберг, 1648).
В следующем разделе "Служение общему благу" экспонируются прижизненные и редкие издания трудов выдающихся учёных-медиков. В том числе труды воспитанников Императорской медико-хирургической академии, основанной в 1798 году: И.Ф. Буш, Н.И. Пирогова, П.А. Загорского, С.А. Боткина, И.П. Павлова и других. Особый интерес представляет наградная книга с печатью медико-хирургической академии.
Нельзя не отметить подвиг врачей и среднего медперсонала во время вооруженных конфликтов. Поэтому следующий раздел экспозиции посвящен деятельности медиков во время различных войн, зарождению военно-полевой хирургии, а также истории возникновения общественных медицинских организаций, в частности деятельности Российского Общества Красного Креста, Общества попечения о раненых и больных воинах и сестёр милосердия. Посетители смогут познакомиться с воспоминаниями Е. М. Бакуниной — сестры милосердия, возглавлявшей Крестовоздвиженскую общину во время Крымской войны.
Новая экспозиция музея книги включает раздел, посвященный трудам врача-библиофила Генриха Иосифовича Родзевича: "Очерк истории больниц в Нижнем Новгороде", "История последней болезни поэта А.С. Пушкина", "Научные статьи по медицине и антропологии" (Нижний Новгород, 1883).
Музей книги НГОУНБ им. В.И. Ленина представляет книгу как явление духовной и материальной культуры, а также средство информации, распространения знаний, образования и воспитания. Музей ориентирован на читающую публику, студентов, школьников.
Желаем приятного и полезного знакомства с экспозицией музея, где властвует Книга.
Экспозиция будет работать до конца февраля.

Музей расположен по адресу: Н.Новгород, ул. Варварская, 3 (серое здание во дворе библиотеки, второй этаж)
Контактное лицо: Карпенко Антонина Викторовна, тел. раб. (831) 439-02-37

запись создана: 03.02.2011 в 15:27

@темы: Отдел редких книг и рукописей, Научно-популярная литература, Музей книги, Мир старинной книги, Выставки, Научная литература

16:23 

Приветствую Постоянных Читателей (и непостоянных тоже))

Добро пожаловать, Arme, ehwaz, Анри д_Ор, _Тали_!
Для вас — книжные сокровища!

@темы: Добро пожаловать!, Мир старинной книги

16:59 

Добро пожаловать, ArLe!

Для вас разворот из "Естественной истории" Ферранте Императо (Неаполь, 1590 г.)

@темы: Добро пожаловать!, Мир старинной книги

17:48 

Мир старинной книги. Часть Первая

Начинаем рассказ о старинных книгах...

Мир старинной книги таит в себе много удивительного. С чего стоит начать рассказ? Пожалуй, начать стоит с внешнего образа книги — переплета.
Переплеты делят на три вида в зависимости от его происхождения: индивидуальный (владельческий), издательский и библиотечный.
Индивидуальный — это переплет, изготовленный по заказу покупателя или владельца книги, он различен для каждого экземпляра того или иного издания, характерным элементом оформления таких переплетов являлся суперэкслибрис, помещавшийся на крышках или корешке переплета.
Переплет книги из личной библиотеки графа А.А. Аракчеева с суперэкслибрисом.


Издательский — переплет, изготовленный одновременно со всем изданием и единообразно оформляющий весь тираж или часть тиража книги, в оформлении которого художники стремились отразить содержание книги, часто помещая на верхнюю крышку переплета сюжетную картинку, название книги и т.д.;
Коленкоровый переплет первого полного собрания сочинения П.И. Мельникова-Печерского


Библиотечный — переплет, изготовленный специально для библиотек издательством или библиотечным коллективом, как правило, с матерчатым корешком.
Библиотечный переплет дореволюционный эпохи Нижегородской общественной библиотеки (1861-1917 гг.)

Библиотечный переплет советской эпохи

И не удивляйтесь, что переплет выглядит так непривлекательно. "Творческое начало скрывается под неказистой оболочкой", а под данной обложкой — книга XVIII века.

@темы: Мир старинной книги

20:39 

Рада приветствовать, Линн!

Для вас кельтская богиня Эпона (гравюра из книги конца XVIII века)

@темы: Добро пожаловать!, Мир старинной книги

22:45 

Приветствую, Гэллинн!

Для вас десятитомник мемуаров Сюлли. Издание XVIII века.

@темы: Мир старинной книги, Добро пожаловать!

21:00 

Мир старинной книги. Часть Вторая

Продолжим рассказ о старинных книгах.

Переплетчики и переплетные мастерские

Чаще всего мы мало знаем о переплетчике или переплетной мастерской, в которой изготовлен переплет. Но если до нас и доходят какие-либо свидетельства, то они расположены в конце книги, на внутренней стороне задней крышки в виде ярлыка или тиснения. Примеры будут приводиться нижегородские (по принципиальным позициям).

Ярлык — четырехугольный или иной формы кусочек бумаги с указанием сведений о переплетном заведении, который наклеивается на переплет (как правило, верхний левый угол внутренней стороны верхней крышки или нижний левый угол внутренней стороны нижней крышки).


Тиснение (штамп) — оттиск на переплетном материале с фамилией переплетчика или названием переплетного заведения.

@темы: Мир старинной книги

15:16 

Мир старинной книги. Часть Третья

Тип конструкции и материала переплета

Цельный — переплет сторонки и корешок которого покрыты единым куском переплетного материала. История показывает, что каждый новый вид (разновидность) переплетного материала, как правило, использовался сначала для изготовления цельных переплетов — на нем как бы проверялись, отрабатывались технологические, изобразительные и эстетические возможности материала, а затем уже применялся и в составных переплетах.
Кожаный — переплет, целиком покрытый специально выделанной кожей, наиболее древним переплетным материалом, которая широко использовалась для изготовления всех типов и видов переплета, как индивидуальных, владельческих, так и продажных (издательских). Известны многочисленные сорта кож, применявшихся в переплетном деле: выросток, опоек, баран, бычья кожа, велюр, жеребок, замша, козел, марокен, овечья кожа, сафьян, свиная кожа, тюленья кожа, фантази кожа, хоз, шагрень, юфть.


Пергаменный — переплет, целиком покрытый пергаменом, специально выделанной кожей животных.


Тканевый — переплет полностью обтянутый тканью. В русском переплетном деле широко использовались различные виды тканей: дорогие — парча, бархат, атлас, шелк, камка (шелковая китайская ткань с разводами), объярь (волнистая шелковая ткань, затканная золотом) применялись для изготовления роскошных подносных и владельческих переплетов; простые — рядина (грубый холст), суровое полотно и пр. — на покрытие дешевых книг, используемых в домашнем обиходе.


Коленкоровый — переплет, покрытый дешевой и прочной хлопчатобумажной тканью с двусторонним крахмально-коалиновым покрытием — коленкором, который использовался для изготовления всех видов переплетов (владельческого, издательского и библиотечного), начиная с середины XIX века.


Бумажный — переплет, изготовленный из наиболее дешевого материала (но менее прочным, долговечным); переплетная бумага практически ничем не отличалась от печатной (кроме проклейки) и как самостоятельный переплетный материал она получила широкое распространение только в XIX веке (в издательском картонаже).

запись создана: 16.02.2011 в 20:41

@темы: Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

09:03 

Как прошел Год Франции в Нижегородской областной библиотке


2010 год был Годом Франции в России и России во Франции. Конечно, представлять библиотеки Нижегородской области во Франции было бы очень заманчиво и приятно. Но знакомить нижегородцев с французской культурой и искусством оказалось не менее увлекательным. Порой библиотекари делали удивительные открытия в собственных фондах. Ведь знать о составе фондов по каталогу и держать в руках прекрасные издания, вглядываться в изумительные иллюстрации, — разные вещи. К тому же, отбирая для выставок книги, поневоле проникаешься духом эпохи и начинаешь лучше представлять вкусы и интересы нижегородцев, которые в свое время покупали и читали эти книги, зачастую оставляя на полях пометки и целые комментарии.
НГОУНБ им. В.И. Ленина на протяжении всего года знакомила посетителей и с книжным искусством Франции, и с писателями, некогда популярными, а теперь подзабытыми, и с мастерством французских иллюстраторов и граверов. Целая серия выставок под общим названием «Забытые имена» дала возможность читателям увидеть и прочитать книги Жоржа Онэ, писателя и драматурга, популярность которого была столь велика, что тиражи его романов превосходили тиражи книг Золя и Доде, Поля де Кока, автора более 50 романов, и целого созвездия членов Французской Академии «бессмертных», основанной еще кардиналом Ришелье, — Поля Бурже, Анри Лаведана, Этьена де Жуи, Франсуа Коппе.
Франция и женщина — понятия почти неразделимые. Для кого-то Франция — это модные бутики, духи и красивые женщины. Но жизнь коротка, а искусство вечно. Для сотрудников областной библиотеки важнее было «Женское лицо французской литературы», выставка, открытие которой было приурочено к марту — первому весеннему месяцу, традиционно связываемому с Женским днем. На выставке были представлены книги многих авторов-женщин, в том числе графини де Сегюр, урожденной графини Софьи Федоровны Ростопчиной. Наша соотечественница, начав писать занимательные рассказы и сказки для своих детей и продолжив сочинять их для своих внуков, стала настолько популярной, что ее книги вышли во Франции тиражом более 20 миллионов экземпляров. Она официально причислена к «памятникам национальной культуры» Франции. В ее честь названа восхитительная красная роза, а в 2000 г. была выпущена посвященная ей почтовая марка.
В сентябре 2010 г. в Белом зале НГОУНБ была открыта выставка «История Франции в мемуарах». Для многих наших читателей выставка стала открытием — большинство из экспонируемых изданий долгое время были недоступны широкой публике, а многие на русский язык никогда не переводились и потому редко упоминаются в научных публикациях. . Теперь у нижегородских историков есть местный и весьма полноводный источник оригинальных сведений по истории Франции.
Заключительным аккордом Года Франции стала выставка «Россия XVIII-XIX вв. глазами французов» . Путешествовали французы охотно и с разными целями. Одним из таких людей с чрезвычайно увлекательной и противоречивой биографией был Мейэ де ла Туш — журналист по образованию, авантюрист по складу характера и тайный агент по обстоятельствам. В 1792 г. по поручению правительства Людовика XVI он посещал Россию, по впечатлениям от которой затем и написал книгу «Личные мемуары или выдержки из переписки с покойным господином Кароном де Бомарше».
Еще один неординарный человек, оставивший свои воспоминании о России, — Арман Сильвестр. Писатель, критик, драматург и известнейший французский афорист, чьи остроумные высказывания можно найти в Интернете. Он посещал Россию в 1890-1891 гг. и затем написал книгу «Россия. Впечатления, портреты, пейзажи». Книга, изданная в Париже в 1892 г., прекрасно иллюстрирована гравюрами Анри Лано.
Поль де Жюльвекур, французский журналист и писатель, настолько влюбился в Россию, что женился на русской и собирался принять российское подданство. Увы, он не успел этого сделать, скончавшись в 1845 г. в Москве. Он отличался своеобразным для французов того времени «славянофильскими» взглядами. Его симпатии всегда находились на стороне русского самодержавия, а книга «Русские в Париже» вызвала неоднозначную реакцию. Автора хвалили за направление, но не предрекали его творению успеха: «…к несчастью для нас, талант его уступает благородству замысла». Мы предоставляем нашим читателям возможность самим судить о степени таланта автора и достоинствах книги.
Теофил Готье не нуждается в пышных представлениях. Классик французской литературы посетил Россию вскоре после окончания Крымской войны. Его творчество отличает отсутствие политических характеристик и выводов. Зато в его обстоятельной книге «Путешествие в Россию» даны изумительные по лиричности описания русской природы и достоверные отображения обычаев и уклада жизни русских людей. Книга переведена на русский язык. Кстати, в главе «От Твери до Нижнего Новгорода» есть описание нашего города и изображения самого известного нижегородского пейзажа — Стрелки.
Год Франции в России и России во Франции завершился. Но наступивший 2011 год объявлен Годом Испании в России и России в Испании. И, значит, нас ждут новые интересные выставки, поскольку культура Испании — одна из богатейших и интереснейших в мире. Поэтому, как говорят испанцы ¡Bienvenido, el Año Nuevo! (Добро пожаловать, Новый год!).

запись создана: 17.02.2011 в 21:47

@темы: Художники, Писатели, Отдел редких книг и рукописей, Отдел литературы на иностранных языках, Мир старинной книги, Книги, Выставки, Белый зал

13:02 

Мир старинной книги. Часть четвертая

Составной переплет

Составной — переплет, для изготовления которого используются разные материалы:
Полукожанный с уголками и без уголков — переплет с широким кожаным корешком, кожаными угольниками или без них, крышки которого покрыты пестрой бумагой ручной выделки ("под мрамор", "павлинье перо", "птичий глаз" и др.) распространен в России с XVIII в.
Такой переплет еще называется "францезский".

Полутканевый с уголками и без уголков — переплет с корешком, изготовленным из ткани, с уголками того же материала или без них, крышки которого покрыты бумагой, чаще всего применялся для оформления детских книг.

Полуколенкоровый с уголками и без уголков — переплет с коленкоровым корешком, коленкоровыми уголками и без них, крышки которого покрыты другим материалом, чаще всего бумагой.
И как всегда — продолжение следует!
запись создана: 20.02.2011 в 13:05

@темы: Мир старинной книги

20:12 

Музыка в библиотеке

Думаю, не надо объяснять, что Нижний Новгород — город с давними музыкальными традициями. Музыка звучит на сцене оперного театра, в филармонии, консерватории, концертных залах. Музыкальные учебные заведения города готовят специалистов в области музыки, а ещё есть огромная армия любителей музыкального искусства. Для того, чтобы помочь специалистам и любителям в подборе нот и литературы, в мае 1961 года при областной библиотеке им. В.И. Ленина был открыт музыкально-нотный отдел.
В настоящее время в фонде отдела свыше 37 тыс. экземпляров нотных изданий, среди них клавиры опер и балетов, вокально-симфонические произведения, партитуры для симфонического, духового, эстрадного оркестров, ансамблей народных инструментов; песни, романсы, арии, хоры из опер и оперетт; сборники песен и т.д.
В книжном фонде отдела есть книги по истории и теории музыкального искусства, о жизни и творчестве известных композиторов и музыкантов, мемуарная литература, научно-популярные, методико-педагогические, справочные, библиографические издания.
В отделе имеются периодические изданий. Создана фонотека. Ноты и книги из фонда отдела выдаются на дом.
Не только отдел нотно-музыкальной литературы может порадовать любителей музыки. В отделе редких книг и рукописей НГОУНБ хранятся уникальные музыкальные рукописи XVI-XIX вв. Самая ранняя книга Стихирарь XVI в. — богослужебная книга устойчивого состава, содержащая произведения одного музыкально-поэтического жанра.
Разнообразно представлена старообрядческая певческая традиция. Праздники XIX в. гуслицкого письма. Оформление рукописи получает необыкновенно радостное, мажорное звучание, которое достигается многоцветьем раскраски.
Певческие книги из фондов НГОУНБ привлекали внимание исследователей разного уровня. Начиная с 1990-х гг. преподаватели и студенты Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки становятся активными читателями библиотеки и пишут научные труды на материалах НГОУНБ: «Эволюция старообрядческих певческих азбук», «Крюковые азбуки XIII-XX вв.», «Эволюция знаменной нотации на примере Пасхального канона» и т.д.
НГОУНБ бережно сохраняет музыкальные традиции Н.Новгорода, заложенные А.Д. Улыбышевым, М.А. Балакиревым и В.Ю. Виллуаном. В отделе редких книг и рукописей хранятся еженедельные издания «Нижегородские музыкальные новости», программы музыкальных вечеров, театральные афиши и музыкальные произведения, написанные к юбилейным датам Н.Новгорода. Совместно с Нижегородской государственной консерваторией им. М.И. Глинки и Нижегородским музыкальным колледжем им. М.А. Балакирева НГОУНБ им. В.И. Ленина проводит музыкальные вечера в Белом зале библиотеки, продолжая тем самым давние музыкальные традиции родного города.


@темы: Мир старинной книги, Белый зал, "Пусть музыка звучит!", Отдел редких книг и рукописей, Отдел нотно-музыкальной литературы, Нотно-музыкальная литература, Музыканты, Творческие вечера

17:57 

Мир старинной книги. Часть Пятая

Оклады и переплетные крышки

Оклад — металлическое покрытие или массивные металлические украшения, выполненные из золота, серебра, золоченой или серебреной меди, крышек и корешка переплета. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани — бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа, а мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовались из самой книги.
Оклады сохранились, как правило, очень плохо. Вина этому драгоценные металлы, которые интересовали очень многих, но не по библиофильским причинам. Поэтому в библиотеку редкий экземпляр поступал в полностью сохранившемся окладе. Исключение вы видите.


Переплетная крышка — основной элемент переплета книжного издания, размер крышки мог быть рассчитанного на средний и большой сроки службы, в древнейших переплетах переплетные крышки делали из дерева, а с конца XVII века — из картона.
Форма крышек:
с фасками или без фасок (фаска — скошенная грань крышек переплета);
На переплетной крышке хорошо видны скошенные центральные части граней.


с заостренными или закругленными углами.
Чаще всего встречаются углы мятые, от частого использования книги. Уже трудно разобрать, был он заостренным или закругленным. Здесь мы представляем индивидуальный переплет с закругленными углами и скошенными гранями — фасками.


Продолжение как всегда — следует...
запись создана: 04.03.2011 в 20:13

@темы: Отдел редких книг и рукописей, Мир старинной книги

11:37 

Приветствую, Ллойд!

Это титульный лист "Естественной истории" Ферранте Императо (Неаполь, 1590 г.)


@темы: Добро пожаловать!, Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

14:51 

Рада видеть, Tressa_de_Foks!

Вам — "Приключения Телемака" Фенелона де Ла Мотт (Роттердам, 1741).

@темы: Добро пожаловать!, Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

14:48 

Добро пожаловать, masjanjkus!

Для вас издание XVII века (автор Шарль Перро) "Выдающиеся люди Франции". Глава, посвященная Блезу Паскалю. Наш экземпляр книги можно счеть уникальным, так как в подавляющем большинстве экземпляров цензура еще в XVII веке изъяла данный раздел, а вот в нашей книге он сохранился.
С праздником!

@темы: Добро пожаловать!, Книги, Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей, Праздники

11:34 

Мир старинной книги. Часть Шестая

Корешок

Корешок — край книжного блока, место скрепления всех технологических элементов книги (тетради, каптал, ляссе и др).
Форма корешка:
с бинтами — поперечные утолщения корешка, количество которых зависит от высоты книжного блока, сделанные в декоративных целях или являющихся следствием технологии сшивания книги (использование толстых шнуров или ремешков, которые и создавали утолщения);

без бинтов — гладкий корешок, без утолщений;

наличие каптала (хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной до 1 см, с утолщением, обычно окрашенным краем, которая наклеивается вверху и внизу корешка книжного блока для увеличения прочности скрепления листов или лучшего оформления книги).

запись создана: 11.03.2011 в 20:15

@темы: Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

20:18 

Добро пожаловать, Розмарин!

Вот по таким учебникам учились в XVII — начале XVIII веков.

@темы: Отдел редких книг и рукописей, Мир старинной книги, Добро пожаловать!

13:49 

Мир старинной книги. Часть седьмая

Техника украшения переплета

Блинтовое тиснение — бескрасочный оттиск на переплетной крышке, полученный при помощи вдавливания в неё разогретого металлического штампа, получил широкое распространение как наиболее простой и экономичный вид тиснения, начиная с XV века;


золотое тиснение — получение на переплетных крышках и корешке оттиска с использованием тончайшей золоченой (сусальной) фольги путем вдавливания разогретого металлического штампа;


красочное тиснение — получение на переплетных крышках и корешке окрашенного оттиска;


конгревное тиснение — способ получения выпуклого изображения на переплетных крышках, отличающийся большими изобразительными возможностями, сложностью технологического процесса и высокой стоимостью, применяется ограниченно, преимущественно в наиболее художественно оформленных изданиях для воспроизведения портрета автора книги, различных эмблем и др. В русском переплетном деле получило распространение в 40-х годах XIX века (обычно конгревом воспроизводился портрет автора книги).


раскраска — 1) украшение крышек переплета (кожаных, бумажных) прыском (брызгами краски) с последующей лакировкой поверхности материала, как способ украшения переплетов начал применяться в России в начале XVIII века; 2) создание изображения на переплетных крышках и корешке с помощью ручной раскраски;


инкрустация — оформление переплетной крышки рисунком (чаще орнаментального характера), выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра и других материалов, врезанных в поверхность крышки. Применялось исключительно для украшения владельческих и подносных переплетов, особенно широкое развитие получило во второй половине XIX -- начале XX века;
аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу других материалов, отличных от основного по цвету или качеству;


вставка — крупные украшения (медальоны, медали и т.п.), помещенные в специально отведенное место на переплете и там закрепленные;


Металлический переплет, в верхнюю крышку вмонтирована лупа. Издание миниатюрное 2х1,5 см.


накладные элементы — металлические украшения, выполненные из золота, серебра, золоченой или серебреной меди или другого металла, призванные защитить и украсить переплет;


вышивка — переплет, обтянутый тканью или кожей, на которой декоративными нитками или бисером выполнен узор.

запись создана: 19.03.2011 в 13:00

@темы: Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

17:44 

Добро пожаловать, Мастерская Экслибриса!

Для вас суперэкслибрис Павла Первого (на книге 1756 г. издания):

@темы: Мир старинной книги, Добро пожаловать!, Отдел редких книг и рукописей

16:28 

Добро пожаловать, Осоляся!

В нашей истории много героических страниц — Вам "Взятие Шлиссельбурга" (с издания XVIII века)

@темы: Военная литература, Добро пожаловать!, Историческая литература, Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

Знаете ли вы

главная