16:57 

Ничто не ново под луной...: о любви к чтению

Хозяйка книжной горы
"...Листик и Буковка прославились тем, что очень любили читать книги.... Сначала они перечитали все книжки, которые были у них дома, потом стали доставать книги у кого-нибудь из приятелей и в магазинах, наконец записались в библиотеку, потому что в библиотеке всегда можно было достать какую-нибудь интересную книгу.
<...>
Дни проходили за днями. Листик и Буковка часто встречались, и скоро они уже не могли провести дня без того, чтоб не поговорить друг с другом. Однажды Буковка сказала Листику, что теперь она очень счастлива, так как у нее есть друг, с которым можно поговорить о книгах. Листик сказал, что он тоже очень счастлив, но его постоянно мучит мысль о том, что еще не все коротышки полюбили чтение....
– Мне таких коротышек жалко, – говорил Листик. – Они сами не знают, какого удовольствия лишаются. Если бы они увлеклись чтением, то увидели, как это интересно.
Тут Буковка на минутку задумалась, а потом сказала:
– А что, Листик, если мы с тобой устроим книжный театр?
– Какой книжный театр? – не понял Листик.
– Ну это такой театр, в котором читают книги. В нем, понимаешь, нет ни актеров, ни декораций, ни сцены. Есть только публика, которая сидит и слушает какую-нибудь интересную книжку.
– Где же ты видела такой театр?
– Нигде. Я просто придумала. Мы с тобой будем выбирать самые увлекательные повести, сказки или рассказы и будем читать вслух по очереди.
Листику очень понравилось предложение Буковки, и они сразу взялись за дело. Сначала выбрали несколько рассказов для чтения, причем старались выбирать так, чтоб один рассказ был трогательный, другой – грустный, третий – веселый, четвертый – страшный, пятый – еще какой-нибудь, чтоб на разные, значит, вкусы.
Для своего театра они нашли очень подходящее место. Рядом с домом, в котором жил Листик, был двор – не двор, сад – не сад, а вернее сказать, что-то вроде небольшого скверика. Этот скверик был обсажен вокруг резедой, в центре стоял стол для любителей поиграть в шахматы или шашки, а вокруг несколько лавочек, чтоб можно было сидеть и дышать свежим воздухом. Скверик находился между двумя домами, и каждый, кто проходил по улице, видел и стол, и резеду, и скамейки.
– Вот здесь и устроим наш книжный театр, – сказали Листик и Буковка.
Они перетащили стол поближе к улице, поставили перед ним скамейки для слушателей, а для себя принесли из дома два стула. Потом Листик сбегал домой за книгой с рассказами, а Буковка принесла маленький бронзовый колокольчик.
И вот к вечеру, когда во всех театрах Солнечного города начали раздаваться звонки, призывавшие зрителей к началу представлений, Буковка тоже стала звонить в колокольчик, а Листик принялся кричать:
– Идите сюда! Здесь открывается новый театр! Очень интересно будет! Занимайте места!
Коротышки, которые проходили в это время по улице, услышали его крики. Некоторые из них уселись перед столом на лавочках и стали ждать. Листик увидел, что все лавочки уже заняты, и сказал:
– Сейчас перед вами выступит Буковка. Она будет читать рассказ.
Буковка начала читать первый рассказ. Она читала очень хорошо, с выражением, и все слушали очень внимательно, но тут какой-то коротышка, который сидел на передней лавочке, презрительно наморщил свой нос и разочарованно протянул:
– У, да здесь просто книжку читают. Какой же это театр!
– Какая-то чепуха на постном масле! Никакого нет интереса, – ответил другой коротышка.
Они вдвоем поднялись с лавочки и ушли. За ними стали уходить и другие коротышки. Скоро послышался звонок из театра, который помещался в соседнем доме. Многие коротышки вскочили и бегом помчались туда. Кончилось тем, что все слушатели разошлись, кроме одного малыша, который почему-то уснул. Листик и Буковка разбудили его и стали читать ему книжку дальше, но он слушал не очень внимательно, ерзал все время на лавочке, зевал во всю ширину рта и клевал поминутно носом. В конце концов он встал и тоже ушел.
Таким образом, первый опыт окончился неудачно, а на следующий день повторилась та же история. Сначала публики собралось много, но, как только Листик начал читать, все разбежались. Буковка начала приходить в отчаяние и уже даже хотела заплакать, но Листик сказал:
– Театр все равно должен работать, есть в нем публика или нет. Если никто не будет нас слушать, мы будем друг другу читать.
Он усадил Буковку на лавочку, где должна была сидеть публика, и принялся читать дальше. Некоторые прохожие останавливались и, послушав немного, отправлялись своей дорогой. Так продолжалось до тех пор, пока Листик не начал читать смешной рассказ. В это время по улице проходили малыш и малышка. Они остановились на минуточку, чтобы послушать, потом зашли в скверик и сели на лавочку. Им очень понравилось, как Листик читал, и они громко смеялись. Прохожие на улице услыхали их смех и тоже заинтересовались.
– Э, да тут что-то смешное читают! – говорили они и заходили в скверик.
Скоро все лавочки были заняты. Коротышки слушали рассказ, стараясь не пропустить ни слова, и помирали со смеху. Когда этот рассказ окончился, Листик начал другой, потом еще и еще… Никто из слушателей не ушел, потому что всем было интересно, а когда чтение кончилось, все стали благодарить Листика и Буковку за полученное удовольствие. Один самый маленький коротышка спросил, будут ли они завтра опять читать, и, когда узнал, что будут, сказал, что он завтра тоже придет. Потом слушатели разошлись, и этот маленький коротышка ушел, но через минуту вернулся и спросил у Листика, будут ли они завтра читать те же рассказы, что и сегодня, или какие-нибудь новые. Листик сказал, что новые. Коротышка обрадовался, еще раз сказал, что завтра придет, и ушел окончательно.
С тех пор Листик и Буковка ежедневно читали в скверике книги. Сначала они читали коротенькие рассказы и сказочки, потом стали отыскивать небольшие, но интересные повести, которые можно было прочитать за один вечер, а потом стали читать и длинные повести и даже романы, на которые приходилось затрачивать по нескольку вечеров. С каждым днем у них становилось все больше слушателей, так что в конце концов пришлось поставить в скверике еще штук двадцать скамеек, а для чтецов устроить небольшие подмостки, вроде театральной эстрады. Когда наступила зима, для книжного театра сделали позади скверика специальное зимнее помещение.
Жители Солнечного города очень полюбили свой книжный театр. Многие стали самостоятельно читать книги и впоследствии с благодарностью вспоминали о том, что первое их знакомство с книгой произошло в книжном театре. Листик и Буковка очень серьезно относились к своему делу. Они, как и прежде, ходили по очереди в библиотеку и брали там самые интересные книги. Листик говорил, что раньше он был не такой счастливый, как теперь.
– Когда я читал какую-нибудь интересную книгу, то всегда радовался, и мне очень хотелось поделиться с кем-нибудь своей радостью, – вспоминал Листик. – Мне хотелось прочитать эту книгу остальным коротышкам, чтоб и они получили удовольствие, но не мог же я выходить на улицу и читать книгу каждому встречному! Зато теперь, когда у нас есть книжный театр, я могу читать книги всем, кому хочется слушать. От этого я испытываю большое удовлетворение!"
Н.Носов "Незнайка в Солнечном городе" (1958 г.)


"Мисс Болц с воодушевлением окунулась в переработку программы английского языка для десятых классов.
"Рекомендуемые пьесы, – стояло в плане. – "Нельзя жениться на слонихе" Г.Н.Варга. Восхитительный фарс..."
Решительной рукой мисс Болц перечеркнула этот абзац и записала на полях: "В.Шекспир. Венецианский купец". Увлекательный роман Персивала Оливера о Старом Западе "Одеяла в седле и шестиствольные пистолеты" она заменила "Повестью о двух городах" Диккенса. Раздела, посвященного поэзии, мисс Болц вообще не нашла, и пришлось создавать его самостоятельно. Ее
перо безжалостно искромсало план, но мисс Болц не чувствовала угрызений совести. Разве в справочнике не было указано, что самостоятельность учителя достойна похвалы?
<....>
– Речь идет о том, что вам надо решиться на какие-то трюки, – продолжал Стюарт. – В два часа начнется урок Марджори Мак-Миллан. Она преподает английский для одиннадцатого класса, у нее Тендэкз шестьдесят четыре. Это очень много. Посмотрим, как она этого добивается.
Он установил диски в нужном положении.
Ровно в два часа появилась Марджори Мак-Миллан, и поначалу мисс Болц с ужасом заподозрила, что та раздевается. Туфли и чулки Марджори Мак-Миллан были аккуратно сброшены на пол. Она как раз расстегивала блузку. Марджори Мак-Миллан глянула прямо в объектив.
– Что вы здесь делаете, кошечки и котики? – проворковала она. – А мне-то казалось, что я одна.
Это была нарядная блондинка, красивая вызывающей, вульгарной красотой. Ее одежда выставляла напоказ умопомрачительные формы. Марджори Мак-Миллан улыбнулась, тряхнула головой и на цыпочках попятилась.
– Ну да ладно, раз уж я среди друзей...
Блузки не стало. За нею пришел черед юбки. Марджори Мак-Миллан предстала в соблазнительно легком костюме, состоящем только из трусиков и лифчика. Камера превосходно передавала его золотисто-алую гамму. Марджори Мак-Миллан прошлась в танце и мимоходом нажала кнопку крупного плана доски.
– Пора приниматься за работу, дорогие кошечки и котики, – сказала она. – Вот это называется "предложение". – Она произносила фразу вслух, пока выписывала ее на доске. – Человек... шел... по улице. "Шел по улице" – это то, что делал человек. Это называется "сказуемое". Смешное слово, верно? Вы все поняли?
Пораженная мисс Болц негодующе воскликнула:
– Английский для одиннадцатого класса?
– Вчера мы с вами проходили глагол, – говорила Марджори Мак-Миллан. – Помните? Держу пари, что вы невнимательно слушали. Держу пари, что вы и сейчас слушаете невнимательно.
Мисс Болц ахнула. Лифчик на Марджори вдруг расстегнулся. Его концы свободно затрепыхались, и мисс Мак-Миллан подхватила его уже на лету.
– На этот раз чуть не свалился, – заметила она. – Может быть, на днях свалится. Вы ведь не хотите это пропустить, правда? Следите же внимательно. А теперь займемся этим гадким сказуемым.
Мисс Болц тихо произнесла:
– Вы не находите, что для меня все это исключается?
Стюарт выключил изображение.
– У нее высокий показатель недолго продержится, – сказал он. – Как только ее ученики поймут, что эта штука никогда не свалится... Давайте-ка лучше посмотрим вот это. Английский для десятого класса. Мужчина. Тендэкз сорок пять.
Учитель был молод, сравнительно красив и, бесспорно, умел. Он балансировал мелом на носу. Он жонглировал ластиками. Он пародировал знаменитостей. Он читал вслух современную классику – "Одеяла в седле и шестиствольные пистолеты", и не просто читал, а воспроизводил действие, уползал за письменный стол и тыкал оттуда в камеру воображаемым шестиствольным пистолетом. Зрелище было весьма внушительное.
– Ребята будут его любить, – заметил Стюарт. – Этот учитель продержится. Посмотрим, нет ли чего-нибудь еще.
Была учительница истории – степенная женщина, одаренная незаурядным талантом художника. Она с поразительной легкостью рисовала шаржи и карикатуры, веселой беседой увязывая их воедино.
Был учитель экономики – он показывал фокусы с картами и монетами.
Были две молодые женщины, которые явно подражали Марджори Мак-Миллан, но проделывали все не так откровенно. Их показатели были поэтому гораздо ниже.
– Хватит, теперь вы получили представление о том, какая перед вами задача, – сказал Стюарт.
– Если учитель умеет только обучать, он оказывается в страшно невыгодном положении, – задумчиво подытожила мисс Болц. – Эти учителя просто актеры. Они не обучают, а только потешают.
– Они обязаны освещать свой предмет в рамках программы. Если ученики смотрят телевизор, они не могут не усвоить хоть что-нибудь."
Ллойд Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1966 г.)


Это так – для размышления...
запись создана: 21.08.2012 в 17:30

@темы: Книги, Писатели

URL
Комментарии
2012-08-21 в 17:39 

Белейшая Мышь
Истина в России всегда имеет характер фантастический. Ф.М. Достоевский
Жестоко.

2012-08-21 в 17:43 

Хозяйка книжной горы
Белейшая Мышь, это я сегодня поучаствовала в обсуждении программ по чтению.

URL
2012-08-21 в 18:13 

MirrinMinttu
Do or die
1966!!! Когда читала, была уверена, что речь идет о 2012 :-D Пожалуй, я бы предпочла в учителя учителя, а не фокусника. Уважаю интеллект, подкрепленный практикой и знанием реалий жизни.

2012-08-21 в 18:39 

ehwaz
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Помню, помню эти рассказы! Когда-то они считались фантастикой. :)

2012-08-21 в 20:14 

Анри д_Ор
Они знали!
Хозяйка книжной горы, я, пожалуй, себе утащу.

это я сегодня поучаствовала в обсуждении программ по чтению.
И к чему пришли?

2012-08-21 в 22:15 

Хозяйка книжной горы
1966!!! Когда читала, была уверена, что речь идет о 2012
MirrinMinttu, да, очень современно. Хорошие писатели иногда становятся пророками. Биггл предвидел нынешнюю ситуацию и смог объяснить, почему это тупик, а вот нынешние радетели за чтение этого не понимают.

Помню, помню эти рассказы! Когда-то они считались фантастикой.
ehwaz, да какая фантастика! :(

я, пожалуй, себе утащу.
Анри д_Ор, да Бога ради! Чем больше людей утащат -- тем лучше.

И к чему пришли?
Все к тому же. Людям очень хочется наступать на старые грабли и полагать, что они занимаются инновациями. Но никакая клоунада не увлечет людей чтением, скорее уж наоборот.

URL
2012-12-14 в 19:04 

Ilves*
L'Appel du Destin
И я помню))Но правда за Листиком и Буковкой))))

2012-12-14 в 22:27 

Хозяйка книжной горы
Ilves*, к сожалению, люди не всегда хотят принимать правду.

URL
2013-03-12 в 22:58 

Анри д_Ор
Хозяйка книжной горы, а что случилось, что вы опять подняли запись?

2013-03-13 в 09:27 

Хозяйка книжной горы
Анри д_Ор, да ничего особенного. Просто я пообщалась с одним рьяным последователем компьютерных технологий, который доказывал, что библиотеки скоро станут не нужны и через 5 лет закроются, и книги тоже станут не нужны.

URL
2013-07-30 в 09:40 

киса в свитере
тёплые коты плывут по небу облаками, мысли переполнены мурчащими котами (Флёр)
да, читать и ещё раз читать...

2013-07-30 в 09:47 

Хозяйка книжной горы
Хорошо бы это все понимали.

URL
2013-07-30 в 11:53 

Шолль
Odi et amo. Quare id faciam?
У нас вон ректор в интервью заявил, что лекции не нужны, их надо заменить интернетом. Вот так, что уж про библиотеки говорить.

2013-07-30 в 12:15 

Ilves*
L'Appel du Destin
Спасибо,что подняли . И снова напишу-Листик и Буковка хранители истиной культуры чтения. Увы. Классический вид книги ,боюсь, станет скоро лишь свидетельством эпохи...Занимаюсь французским с 8-летней девочкой. У ее очень интеллигентный молодой папа.Хочет, что бы ребенок любил книги. Сейчас она как раз читает "Незнайку в Солнечном городе",но...в электронной книге...

2013-07-30 в 12:57 

Хозяйка книжной горы
Шолль, все повторяется. Вот интересно, что должно случиться, чтобы люди поняли, что на эти грабли уже неоднократно наступали?

Ilves*, а ведь даже у взрослых людей восприятие электронного и бумажного текста отличается. Могу судить по качеству вычитки текста -- на бумаге удается отследить больше ошибок. Электронный текст читается быстрее, но при этом поверхностно.

URL
2013-07-30 в 22:05 

Хозяйка книжной горы,спасибо Вам за пост. Я, естественно за Буковку с Листиком))) И категорически не приемлю электронные книги. Пусть быстро читаются. Но это уже технологии. С книгой в классическом ее варианте уйдёт огромный пласт культуры. Не только собственно чтения. Но духовная составляющая, которая неизменно присутствует в процессе чтения.

2013-07-31 в 09:58 

Хозяйка книжной горы
И категорически не приемлю электронные книги.
Леон 555, я бы не стала в принципе отвергать электронные книги -- есть ситуации, когда нужны именно они. Но беда в том, что многие не понимаю, что книга сама по себе уже элемент культуры. Люди говорят, что книга -- это просто текст, точнее, информация, и в каком виде она будет существовать -- неважно. А книгу называют целлюлозой.

URL
2013-12-14 в 03:05 

momond
Когда (сто тыщ лет тому назад) я пошла в первый класс, в набор первоклассника входили перьевая ручка и чернила. Разве можно научится красиво писать шариковой ручкой? Вещь, которой невозможно поставить кляксу, не может дать красивый почерк. Классу к 4-му нас избавили от этого кошмара, стали писать шариковыми, и ничего, мир не рухнул. Книга, безусловно, предмет культуры и именно это делает ее уязвимой - сколько предметов культуры ушли в прошлое, а мы теперь гадаем об их назначении? Становясь электронной она остается с нами, так чем же плохо? То, что люди стали невнимательно читать, не связано с носителем, вот честное слово!

2013-12-16 в 09:37 

Хозяйка книжной горы
Когда (сто тыщ лет тому назад) я пошла в первый класс, в набор первоклассника входили перьевая ручка и чернила. Разве можно научится красиво писать шариковой ручкой? Вещь, которой невозможно поставить кляксу, не может дать красивый почерк. Классу к 4-му нас избавили от этого кошмара, стали писать шариковыми, и ничего, мир не рухнул.
momond, когда училась я -- все было наоборот. Мы учились писать шариковой ручкой, а в четвертом классе многие, в том числе и я, сами, добровольно взяли в руки авторучку, ту самую, что с чернилами. С ней меньше уставала рука и текст получался более красивым.

Книга, безусловно, предмет культуры и именно это делает ее уязвимой - сколько предметов культуры ушли в прошлое, а мы теперь гадаем об их назначении? Становясь электронной она остается с нами, так чем же плохо? То, что люди стали невнимательно читать, не связано с носителем, вот честное слово!
Как редактор я все же скажу, что вычитка текста на бумаге эффективнее, чем с экрана. Кстати, ГОСТы придерживаются того же мнения. Я знаю примеры, когда владельцы издательств в целях экономии пытались обязать редактором и корректоров читать тексты с экрана -- так те дружно воспротивились этому.

URL
2013-12-16 в 09:48 

Moraine
Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Как редактор я все же скажу, что вычитка текста на бумаге эффективнее, чем с экрана. Кстати, ГОСТы придерживаются того же мнения. Я знаю примеры, когда владельцы издательств в целях экономии пытались обязать редактором и корректоров читать тексты с экрана -- так те дружно воспротивились этому.
Тоже подтверждаю как редактор.
Но нас все же обязали редактировать электронные варианты. Спасают только корректоры, которые вычитывают верстки на бумаге.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Знаете ли вы

главная