Выдержки

1844 — 170 лет со времени дебюта на сцене Нижегородского театра Любови Павловны Никулиной-Косицкой (1827-1868), выдающейся русской актрисы.
Родилась в с. Ждановка Нижегородского уезда в семье крепостного крестьянина. В 16-летнем возрасте поступила на сцену Нижегородского театра. Весной 1844 г. она дебютировала в двух маленьких ролях. В 1846 г. была приглашена в ярославскую труппу, а в 1847 г. впервые выступила на сцене Малого театра, где прослужила всю свою жизнь. Вершина артистической деятельности Косицкой совпала с появлением на сцене Малого театра драматургии Островского. Она стала первой исполнительницей роли Катерины в драме «Гроза» и прообразом героини. В Н. Новгород Л. П. Никулина-Косицкая приезжала несколько раз. Здесь она играла в спектаклях Нижегородского театра. Ее сценическая деятельность продлилась 23 года.
Куликова, К. Ф. Л. П. Никулина-Косицкая. –– Л.: Искусство, 1970. –– 254 с.; Нижегородская отчина: история в лицах. –– Н. Новгород, 2007. –– С. 64-65; Замечательные женщины-нижегородки XIX – начала XX в.: биобиблиогр. очерки. –– Н. Новгород, 2007. –– С. 57-60; Гациский, А. С. Любовь Павловна Косицкая (1829-1868) // Гациский, А. С. Нижего-родский летописец. –– Н. Новгород, 2001. –– С. 293-315; Воскобойникова, Н. В. Неповторимость таланта (к 130-летию со дня смерти нижегородской актрисы Л. П. Никулиной-Косицкой) // Исторический город в контексте современности: материалы регион. науч.-практ. конф. –– Н. Новгород, 1999. –– С. 98-100.

2 (13) –– 220 лет со дня рождения Александра Дмитриевича Улыбышева (1794-1858), одного из первых русских музыкальных критиков, публициста, драматурга, общественного деятеля.
Родился в семье русского дипломата. До 16-летнего возраста жил в Германии, где получил разностороннее образование. По возвращении на родину жил в Санкт-Петербурге. 18 лет находился на государственной службе. Выйдя в отставку, в 1830 г. поселился в родовом имении Лукино (ныне Богородский район), где занимался изучением музыки. В 1840-1850-х гг. жил в Нижнем Новгороде. Его дом был центром культурной жизни города. Здесь собиралась вся творческая интеллигенция. Устраивались концерты, ставились спектакли. По его инициативе в городе был создан любительский симфонический оркестр. Почетный член Петербургского филармонического общества. Был дружен со многими литераторами и композиторами. Оказывал поддержку и покровительство М. А. Балакиреву.
Рязанова, Н. В. Записки А. Д. Улыбышева как источник по истории культуры русской усадьбы 40-х гг. XIX в. // Мир русской усадьбы: III Музейные науч. чтения: сб. материалов. –– Н. Новгород, 2007. –– С. 152-156; Белоногова, В. Ю. Провинциальный лев // Белоногова, В. Ю. «Что вам нужно в этом Нижнем?..»: город в зеркале литературы. –– Н. Новгород, 2011. –– С. 279-286; Из записок А. Д. Улыбышева // Там же. –– С. 286-302; Янина, П. Е. Драма А. Д. Улыбышева «Раскольники»: забытый факт из истории нижегородской литературы // Нижегородский текст русской словесности: межвуз. сб. науч. ст. –– Н. Новгород, 2011. –– С. 208-212.

читать дальше

27 –– 175 лет со дня рождения Виктора Александровича Шретера (1839-1901), российского архитектора, академика Академии художеств, специалиста в области строительства театральных зданий.
В 1882 г. был назначен главным архитектором Дирекции императорских театров. В 1894 г. к нему обратилась Нижегородская городская дума с просьбой разработать проект здания театра, который предполагалось возвести к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. Эскизы В. А. Шретера были реализованы архитекторами П. П. Малиновским и Н. А. Фрелихом. 21 апреля 1896 г. здание театра было полностью отделано и принято комиссией к эксплуатации.
Николаева, Т. И. Виктор Шретер. –– Л.: Лениздат, 1991. –– 237 с.; История русской архитектуры. –– СПб., 1994. –– С. 581-582; Филатов, Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XX века. –– Н. Новгород, 1994. — С. 127; Орельская, О. Виктор Шретер в Н. Новгороде // Архитектура и строительство России. –– 1990. –– № 2. –– С. 22-23; Голубчик, Г. Нижегородское землячество: словарь. –– Н. Новгород, 2012. –– С. 604-605.