525 лет со дня рождения королевы и писательницы Маргариты Наваррской Старшей
Вы видите два портрета знаменитой французской писательницы первой половины XVI века Маргариты де Валуа, герцогини Ангулемской и Алансонской, королевы Наварры. Первый портрет -- вполне реальный, второй -- воображаемый портрет XIX века для исторического издания эпохи "Французский Плутарх".
Одна из первых женщин-писательниц Франции родилась в семье графа Ангулемского, представителя одной из младших ветвей королевского дома Валуа. Ангулемское семейство не было богато, не появлялось при дворе, постоянно проживая в городе Коньяк (название ласкает слух, верно?), но при этом вызывало любопытство чуть ли не всего дворянства Франции. Один из главных вопросов, который волновал французов, заключался в том, есть шанс у графа Ангулемского стать королем Франции или нет. Дело в том, что у короля Карла VIII Валуа постоянно умирали сыновья, а его официальный наследник тоже был бездетен. Проблема разрешилась неожиданно -- граф скоропостижно скончался, оставив 19-летнюю вдову и двух маленьких детей (речь идет о законных детях, незаконных не считали) -- четырехлетнюю Маргариту и Франциска, которому не было еще и двух лет. Вдовствующая графиня д'Ангулем (будущая знаменитая регентша Французского королевства Луиза Савойская) была красива и славилась умением играть в шахматы. Она постаралась дать своим детям блестящее образование. Маргарита Ангулемская знала латынь, древнегреческий (и это в то время, когда во Франции греческий язык считали языком ересей), итальянский и испанский языки, увлекалась музыкой, литературой и философией. Когда на престол Франции вступил король Людовик XII де Валуа, он пригласил Луизу с детьми ко двору. Правда, королева не выносила ни Луизу, ни ее детей, потому что они были здоровыми и энергичными, а ее дети (за исключением двух дочерей) умирали вскоре после рождения. Ей невыносимо было думать, что престол займет "какой-то мальчишка Франциск". Но именно так и случилось. В 1515 году младший брат Маргариты стал королем Франции под именем Франциска Первого.
Маргарита старалась сделать все, чтобы двор брата блистал. Она привлекала к нему поэтов, музыкантов и художников, философов и религиозных деятелей. Одарённая поэтическими талантами, Маргарита покровительствовала поэтам разных школ, гуманистам и вольнодумцам, преследуемым Церковью. В ее окружении был сделан перевод с латинского книги "Деяния датчан" Саксона Грамматика, содержащей повествование о Гамлете, принце датском, которым воспользовался Шекспир для создания своей пьесы. И, конечно, Маргарита была автором собственных сочинений. Поэма "Зерцало грешной души" вызвала ненависть Сорбонны, мечтавшей "засудить еретичку". В "Диалоге в форме ночного виде́ния" можно различить отголоски дискуссий между Эразмом Роттердамским и Лютером о свободе воли. А еще были стихи, комедии и самое знаменитой произведение -- сборник из 72 новелл "Гептамерон". Маргаритой восхищались, Маргариту ненавидели, но при этом все признавали, что ее имя, означающее "жемчужина" -- ей удивительно подходит.
При всех талантах жизнь Маргариты далеко не всегда была радостной. В 17 лет ее выдали замуж за родственника из дома Валуа герцога Алансонского, просто для того, чтобы решить земельный спор двух ветвей дома Валуа в пользу брата Маргариты. Брак был бездетным, а вскоре после смерти мужа Маргарита вторично вышла замуж -- на этот раз за короля Наварры Генриха (Анри) д'Альбре. Хотя Генрих был на 9 лет моложе Маргариты, брак оказался удачным. Спасением для Маргариты был и собственный двор в Нераке, где она получила свободу от католической церкви и могла защищать тех, кого церковь преследовала.
В конце XIX века историк Абель Лефран (Lefrаnc) в своем предисловии к "Последним произведениям королевы Наваррской" (Париж, 1896) напишет о ней:
"Когда мы вспомним, что она написала "Гептамерон" и "Духовные песни", защищала Маро, Деперье, Лефевра, Доле, Кальвина и вальденсов, оценила Амио, понимала Ренату Феррарскую, наслаждалась произведениями Челлини, Серли и Клуэ, покровительствовала первым лекторам греческого и еврейского языков, всем поэтам и последователям Реформации; когда мы подумаем рядом с этим, что в продолжение тридцати лет она принимала деятельное участие во внешней политике Франции, что король постоянно обращался к ней за советами, что она ездила в Испанию и вела переговоры об освобождении Франциска из плена, что в своем королевстве она являлась настоящей правительницей; когда мы вспомним все это, тогда становится возможным утверждать, что во всей эпохе Возрождения не встречается женщины более удивительной и более заслуживающей любви".
В браке с королем Наваррским Маргарита родила двоих детей -- Жанну и Жана, но сын умер вскоре после рождения. Жанна д'Альбре, королева Наварры, была матерью короля Генриха Наваррского, который объединил Францию и Наварру и стал известен как веселый король Анри -- Генрих IV де Бурбон.