В наше время только ленивый не бросал камень в книги о попаданцах. Эти книги обвиняют во вторичности и низком литературном уровне (хотя 90% любой деятельности не может похвастать оригинальностью и качеством), в реваншизме (что действительно встречается, но, справедливости ради стало общим местом в мировом искусстве и вовсе не обязательно про попаданцев), в бездумности (как будто тем же не отличается 90% того, что скромно называют "чтивом"), жестокости и воспевании посредственностей.
Я ничего не забыла? Впрочем, если забыла, мне обязательно об этом напомнят.
При таком отношении уже давно стало обычным уверять, будто читать о попаданцах (и уж тем более писать) -- не комильфо. А между тем есть огромный массив книг (и не только книг) с попаданцами, через которые прошли абсолютно все люди, даже те, что уверяют, будто никогда не читали ни одной фантастической книги. И надо добавить, что знакомство с этими произведениями доставило читателям удовольствие и принесло явную пользу.
О каких книгах (фильмах, радио-спектаклях и даже опереттах) я говорю? О книгах, где описывается образовательное и воспитательное попаданчество.
Представьте себе, об этом направлении попаданческой литературы дружно забывают все критики.
В этих книгах никто не пытается учить Сталина воевать -- наоборот, в этих книгах учатся именно попаданцы.
Чему? Да всему.
Там можно попасть в мир математики (достаточно вспомнить замечательные произведения Владимира Лёвшина). Или в миры физики, химии, биологии... -- вариантов много. Можно попасть в Страну красок... Или даже в Страну невыученных уроков (Лия Гераскина)... В страну Литературию и встретиться с литературными героями. И при этом такие книги вовсе не будут фанфиками, призванными рассказать, что "не так все было, совсем не так". Они просто знакомят молодых (и не очень молодых) читателей с мировой литературой и с проблемами, которые она освещает. А бывает автор пишет сразу о нескольких науках, и вот в блистательной книге В. Лёвшина и Э. Александровой "Великий треугольник" герои (не дети, кстати) знакомятся в XVII веке с математикой, историей и литературой. Обязательно почитайте эту книгу, там еще и занимательные задачи по теории вероятностей.
Да-да, в прошлое в этих книгах тоже попадают, но не для того, чтобы что-то изменить, а для того чтобы познакомиться с историей и замечательными людьми. Что -- вы начинаете припоминать подобные мультфильмы? Да, мультфильмы тоже. Но и книги. И я с радостью могу сказать, что в наше время такие книги продолжают писать. Во всяком случае, по истории. А вот с математикой, физикой или химией дело обстоит хуже.
И, конечно, попаданческие книги еще и напоминают читателям "что такое хорошо и что такое плохо". Почитайте пьесы и повести В. Губарева -- они практически все об этом. А детская оперетта "Не бей девчонок!" С. Заславского? Кстати, очень нужная тема и интересно раскрытая. Как и повесть (а также мультфильм, диафильм и оперетта) "Баранкин, будь человеком!" В. Медведева, в которой герои не только понимают ценность труда, но еще и узнают много нового о мире птиц, бабочек и муравьев.
Вы скажете, что вы-то не дети, не подростки и даже не юноши, и вам это все уже не интересно?
Что ж, о хороших попаданческих книгах для тех, кто старше, мы поговорим в следующий раз.