Часть 1Его портретов нет. Возможно, их и не было, или они не дошли до нашего времени, либо историки не смогли их опознать. Зато имя его любителям приключений известно прекрасно.
Барон де Ливаро один из героев романа Дюма "Графиня де Монсоро" -- друг Бюсси, ненавистник миньонов, участник знаменитой дуэли сторонников Франсуа Анжуйского против миньонов короля.
Помните, как эту дуэль описывал Дюма?:
Ливаро, увидев, что его друг упал, быстро отскочил назад и побежал к нему, преследуемый по пятам Можироном.
Опередив Можирона на несколько шагов, он помог Рибейраку, который пытался избавиться от шпаги Шомберга, и выдернул эту шпагу из его груди.
Но затем, когда Можирон настиг его, Ливаро пришлось защищаться в неблагоприятных условиях: на скользкой от крови земле, в скверной позиции, при солнце, бьющем прямо в глаза.
Через секунду колющий удар поразил Ливаро в голову, он выронил шпагу и упал на колени.
Антрагэ сильно теснил Келюса. Можирон поспешил добить Ливаро еще одним колющим ударом. Ливаро рухнул на землю.
<…>
– Да здравствует король! – закричал д’Эпернон. – Смелей, мои львы! Смелей!
– Извольте молчать, сударь, – сказал Антрагэ. – Не оскорбляйте человека, который будет драться до последнего дыхания.
– И того, который еще не умер, – вскричал Ливаро.
И в ту минуту, когда никто уже о нем не думал, страшный, весь в крови и грязи, он поднялся на колени и вонзил свой кинжал между лопатками Можирона, который рухнул бездыханным, прошептав:
– Иисусе Христе! Я убит.
Ливаро снова свалился без сознания: предпринятое усилие и гнев исчерпали последние его силы.В юности это сцена производила на меня огромное впечатления, а вот став старше и лучше узнав историю, я гадала, как эту сцены воспринимали те современники Дюма, что знали родословные французского дворянства?
Злились ли они на фантазию писателя или она их веселила?
читать дальшеКак вы поняли, описанная Дюма сцена была очень далека от реальности. А что же было на самом деле?
Ги д'Арсе, барон де Ливаро по происхождению был нормандцем. Баронство Ливаро в Нормандии благодаря женитьбе получил еще прадед нашего Ливаро, прозванный Белым Рыцарем.
Родителями Ги были Жан д'Арсе, барон де Ливаро и Жанна де Можирон. Да-да, Луи де Можирон, погибшей на той самой дуэли, был его двоюродным братом на пять лет младше его.
Вообще, семья Ливаро была очень тесно связано с Можиронами, особенно с Лораном де Можироном. В 1560 годах в роте Лорана служил Жан де Ливаро, а в 1573 году в жандармскую роту дядюшки поступил и восемнадцатилетний Ги.
Благодаря дядюшке карьера Ги де Ливаро была стремительной. В 1574 году он оказался в свите короля и стал одним из миньонов Генриха.
Что поделать, Дюма несколько поменял историю, отправив Ливаро служить Франсуа. В реальности на службе у герцога Анжуйского некоторое время находился Луи де Можирон, но и он в 1577 году перешел к королю, так что два кузена стали служить вместе. И надо же было так случиться, что в апреле 1578 года оба стали участниками безжалостной дуэли.
К этой дуэли политика не имела ни малейшего отношения. Все дуэлянты были людьми короля. Пустяковое основание, условия поединка, от которого никто не ждал ничего опасного, привели к одной из самых ожесточенных и бессмысленно кровавых дуэлей.
Строго говоря, драться должны были только Келюс и Антрагэ, но, как это иногда случается, все пошло не так. Трудно сказать, что больше разозлило Можирона, то ли то обстоятельство, что ему пришлось рано вставать, то ли открытие, что свидетелем противоположной стороны оказался его собственный двоюродный брат, то ли все вместе. Так что когда виконт де Рибейрак попытался примирить противников, это настолько взбесило Можирона, что он немедленно бросил Рибейраку вызов и даже не стал дожидаться, когда тот закончит молиться.
"Ах, молодость", -- скажете вы и будете правы. Хотя, надо признать, что Можирону было в кого проявлять неистовство. В 1560-х годах его отец -- Лоран де Можирон -- лишился должности губернатора Дофинэ из-за нетерпимости.
Обнаружив, что образовалась вторая пара дуэлянтов, Ливаро с Шомбергом решили, что нехорошо оставаться в стороне.
Итог: Можирон и Рибейрак убили друг друга, Ливаро смертельно ранил Шомберга, но тот чуть не проломил ему череп, Антрагэ остался невредимым, израненный Келюс стал выздоравливать.
А потом нелепая случайность и более чем через месяц после дуэли Келюс умирает. Антрагэ не имел к этому ни малейшего отношения, но спасаться бегством ему пришлось.
Ливаро восстанавливался полтора месяца, но... когда он вновь появился при дворе, король уже не испытывал к нему прежней привязанности.
Барону ничего не оставалось, как вернуться к дядюшке Можирону и отправиться на Юг. Там, попеременно то во Вьене, то в Валансе, что находятся на реке Роне южнее Лиона, Лоран де Можирон был назначен генерал-лейтенантом с поручением отстаивать власть католической церкви. Ливаро стал адъютантом дяди, а еще периодически выполнял обязанности гонца между архиепископом Лионским и королем.
Постоянно в седле, постоянно в опасности, он был награжден и получил под командование 10 рот по 200 человек каждая. Затем со своими силами был отправлен сражаться под командованием герцога де Майенна против протестантов.
Ну, да, не слишком похоже на историю Дюма, правда? Бывший миньон короля сражается под командованием одного из Лорренов.
И все же кое в чем Дюма не солгал. Ливаро действительно погиб на дуэли. Он выжил в ужасающей дуэли 1578 года только для того, чтобы погибнуть в Блуа на дуэли в 1581 году.
Та парижская дуэль случилась 27 апреля. Дуэль в Блуа -- 1 мая.
Ливаро было 26 лет.
Более подробно и с иллюстрациями здесь