Не обольщайтесь этой частицей "де" -- дворянином Таллеман де Рео не был. Строго говоря, его звали просто Жедеон Таллеман Рео. Спросите "Так он что -- присвоил себе дворянство?" Нет, все не так просто.
Дело в том, что в 1651 году Таллеман купил замок, который ныне называется Рео или Ле Рео, за 115 тыс. (!) ливров. В те времена замок назывался Плесси-Ридо. Что обычно делают буржуа, покупая замки? Присоединяют название замка к своему имени. Но не так поступил Таллеман. Он обратился к королю за разрешением дать замку
свое имя и получил на это королевский патент. Так очаровательный замок XVI века получил имя писателя и стал замком Ле Рео, а Таллеман мог ощущать себя почти потомственным дворянином -- ему же так этого хотелось!
На самом же деле Таллеман де Рео происходил из протестантской буржуазной семьи. В середине XVI века его предки-гугеноты бежали из фламандского города Турне (нынешняя Бельгия) от испанцев и поселились в протестантской Ла-Рошели. Дела первого Таллемана шли хорошо. Он промышлял и торговал мехами и треской, его корабли доходили до берегов Нового Света. Следующее поколение Таллеманов расширило торговлю, а затем занялось банковским делом. Жедеон Таллеман принадлежал к третьему поколению богатого буржуазного семейства и родился в Ла-Рошели в 1619 году.
"Ой-ой! -- скажете вы. -- Но ведь скоро случится осада Ла-Рошели... Как же они ее переживут?!"
Им повезло. Банковский бизнес потребовал расширения дела и переезда в Бордо. Таллеманы не были в осаде. А уже в 1634 году они переехали в Париж. Им даже удалось породниться с некоторыми дворянскими семьями -- дворянам тоже нужны деньги.
читать дальшеЖедеон учился сначала в Бордо, потом изучал юриспруденцию в Париже, но... юриспруденция навевала на него скуку. Он не желал делать карьеру в парламенте. Он не хотел заниматься банковским делом. Торговля, корабли, ссуды, проценты, дела, закладные -- все это было глубоко чуждо новому поколению Таллеманов. Жедеон, как и его брат, как и кузены, хотел заниматься литературой.
В своем желании младшие Таллеманы заходили довольно далеко. Так брат Жедеона не только принял католицизм, но и стал священником. Нет, не из-за смены убеждений, а чтобы без помех заниматься искусством. Он даже стал членом Французской Академии.
В 1638 году Жедеон совершил путешествие в Италию вместе с будущим кардиналом де Рецом, в те времена еще простым аббатом. От Реца -- потомка одного из итальянских приближенных Екатерины Медичи, ставшего маршалом Франции, он услышал немало историй о последних Валуа и первом Бурбоне.
В путешествии он познакомился с поэтом Венсаном Вуатюром, а тот, в свою очередь, в Париже ввел его в литературный салон маркизы де Рамбуйе.
Катрин де Рамбуйе, урожденная де Вивон, тяготилась интригами королевского двора, поэтому предпочла его не посещать, а собирать в своем отеле приятных ей людей -- как знатных, так и нет -- писателей, поэтов и прочих людей искусства.
Салон маркизы станет образцом в своем роде. Именно он породил "прециозный" стиль, которым сначала будут восторгаться, потом его высмеет Мольер в своей пьесе "Смешные жеманницы", в XIX веке его вместе с салоном маркизы вспомнят писатели, включая Дюма, а потом Э. Ростан будет с ностальгией писать о прекрасных жеманницах в своей пьесе "Сирано де Бержерак". Но вернемся к Таллемену де Рео.
В салоне маркизы сын банкира не мог занимать значительного места, хотя ему и очень хотелось. И хотя Таллеман все время хотел сблизиться с дворянством, он потом не без удовольствия писал, как поэт Вуатюр шокировал утонченное дворянство грубостью манер.
Но все же кое-чего писатель добился -- он заслужил расположение самой маркизы, от которой услышал немало историй о Генрихе Четвертом, которые потом изложил в своей знаменитой книге "Занимательные истории".
Но... учтите такой момент. Генрих IV погиб в 1610 году. Катрин де Рамбуйе рассказывала свои впечатления о короле в конце 1630-х в начале 1640-х годов, а записал эти рассказы Таллеман в конце 1650-х. Как вы думаете, какая часть этих рассказов была истиной, а какая часть стала жертвой несовершенства памяти как рассказчицы, так и слушателя?
Правда, еще современники Таллемана де Рео уверяли, что он проверял свои материалы по письменным документам -- в том числе по рукописям мемуаров. Но не случайно ведь есть поговорка "Врет как очевидец", да и сам Таллеман де Рео обвинял во лжи знаменитого герцога де Сюлли, чьи десятитомные мемуары считаются ценным историческим источником.
Далее здесь