Очень часто говорят, будто альтернативную историю пишут только российские фантасты, и это признак больших проблем в отечественной фантастике. "Американцы не пишут АИ, -- уверяют они, -- американцы устремлены в будущее!".
Но так ли это? Приходится признать, что у американцев ничуть не меньше произведений, описывающих альтернативную историю, да и болезненных воспоминаний тоже немало -- одна гражданская война чего стоит. А ведь это не единственное событие, которое американцам периодически хочется переиграть. И переигрывают. И в таком переигрывании частенько участвовали и участвуют очень известные фантасты. К примеру, Г. Гаррисон, Р. Хайнлайн или Р. Шекли.
Одной из болезненных для США тем является судьба семейства Кеннеди. Отстрел за 5 лет двоих из них (президента и кандидата на пост президента) и двадцать лет жизни под страхом убийства третьего из братьев вряд ли можно назвать нормальным. И, конечно, альтернативных историй судьбы семейства было написано много -- как классических альтернатив, так и... фэнтези.
К примеру, рассказ Марка Аронсона "Избранный президент" (Aronson, Mark. President-Elect). В этом рассказе Роберт Кеннеди не погиб в 1968 г., а предложил очень жесткую программу против преступности. Зная, что его отвергнут демократы, стал республиканским кандидатом, а Эдвард Кеннеди стал кандидатом демократов -- и, воистину, это фантастика, правда, ненаучная. Рассказ вошел в большой сборник "Альтернативные Кеннеди", увидевший свет в 1992 году. Девизом сборника стало перефразированное выражение Джона Кеннеди: "Не спрашивайте, кто такие Кеннеди. Спрашивайте, кем бы они могли быть" (у президента: "Не спрашивайте, что страна сделала для вас. Спрашивайте, что вы сделали для страны").
Другой рассказ, где писательница тоже спасает Роберта Кеннеди -- Cadigan, Pat. Dispatches from the Revolution (Пэт Кэдиган "Депеши из революции") -- был даже номинирован в 1992 году на премию Хьюго, а это одна из высших американских премий в области научной фантастики.
Ее же рассказ No Prisoners (Пленных не берут), где Роберт стал священником [в юности он действительно хотел стать священником, но встретил Этель Скейкель, которая мечтала стать монахиней, и они были всю жизнь счастливы], а его сестра Юнис политиком. И вот в 1968 г. между ними случилось столкновение. Рассказ вошел в сборник "Альтернативные Кеннеди".
Роман Дэвида Дрейка "Крепость" (Drake, David. FORTRESS (1987). Джон Кеннеди спасся и в 1965 году объявил программу стратегической оборонной инициативы (Звездных войн). И вот в 1985 году на орбите сооружена боевая платформа, на борту которой возникает конфликт между неофашистами, израильтянами и... инопланетянами.
И куда же без фэнтези-АИ! Рассказ все из того же сборника "Альтернативные Кеннеди": Эстер Фриснер "И сказал так" (Friesner, Esther M. Told You So). В юности Джон Кеннеди спас лепрехуна и... стал волшебником, после чего принялся исправлять мир к лучшему.
Барри Молзберг сплясал на семье Кеннеди дважды. Оба его рассказа потом вошли в авторский сборник "В каменном доме" (2000 г.). В первом рассказе на президентских выборах 1960 г. Джон Кеннеди сражался не с вице-президентом Никсоном, а с мэром Чикаго Ричардом Дейли. И проиграл! Глядя на проигранную компанию, Роберт Кеннеди старался излечить брата от саморазрушения. А в другом, давшим название сборнику, выжил самый старший из братьев Кеннеди Джо-младший. Он был избран президентом в 1952 г., а потом у него возникли трудности из-за увольнения госсекретаря Маккарти. А в 1963 году -- внимание! -- Джо решает покончить с братом за предательство семьи. И этот рассказ был не только номинирован, но и получил премию Хьюго в 1993 году!
читать дальше
Вы спросите, откуда же взялись представления, будто альтернативную историю пишут только у нас? Не знаю, не спрашивайте меня об этом -- далеко не всегда можно понять, откуда берутся мифы. А это и правда миф.