Вы уже читали на блоге рассказы об изданиях по искусству, которые предназначались для самого широкого круга читателей и выходили в свет немалыми тиражами. Но были и другие издания. Так в начале ХХ века один из своих журналов по искусству Александр Евгеньевич Бурцев (1869-1938) назвал очень просто «Мой журнал для немногих».

Он был удивительным человеком: потомок крестьян, купец 1 гильдии, почетный гражданин Санкт-Петербурга, библиофил, библиограф, коллекционер живописи, автор работ по этнографии, издатель...
Банкирский дом «Братья Бурцевы» был среди крупнейших в России, но банкир А.Е. Бурцев еще и ездил по северу, собирал фольклор, публиковал, выпускал журналы, но не для продажи, а чтобы сохранять памятники русского искусства и старины. Так что и тираж журнала Бурцева был крохотным — 120-125 экз.

В его коллекции было около 1500 редких и ценных изданий, письма Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Гончарова, Чехова, Рубинштейна, Скрябина. Бурцев публиковал описания своих собраний. Ниже как раз одно из них.

Больше всего Бурцев любил картины на тему русской старины. Многие художники знали об этом и целенаправленно писали картины и делали рисунки под него.
Отдельные выпуски журнала Бурцева посвящались конкретным художником, как, например, вот этот:

А вот выпуск, посвященный женским образам в искусстве:

Обратите внимание на штемпель Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Такие ГУАК создавались в губерниях Российской империи с 1884 года — как региональные научно-исторические организации, которые занимались созданием местных архивов и изучали историю и культуру губернии. Так вот — четыре тома журнала Бурцева сначала попали в Нижегородскую ГУАК, а потом и в краевую, позднее областную библиотеку (ныне Нижегородская областная научная библиотека, отдел редких книг и рукописей).
Коллекция картин и графики Бурцева была столь велика, что он собирался создать Музей русского искусства. В его доме были построены залы для экспонирования картин. Но в 1917 году случилась революция.
В 1918 году капиталы Бурцева были аннулированы, как и капиталы многих других банковских домов. Был национализирован его особняк. А вот коллекции оставались у Бурцева.
В результате большую часть архива Бурцев продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке (теперь Российская национальная библиотека). Есть труды Бурцева и в Государственной публичной исторической библиотеке. Продавал Бурцев и картины.
Закончилась жизнь Бурцева печально. В 1935 году Бурцев с семьей был выслан в Астрахань (значительная часть коллекций все еще была с ним), а в 1938 году он с женой были обвинены в шпионаже в пользу Финляндии и расстреляны. Дочь и внучка Бурцевых были сосланы в Актюбинск. До 1944 года архив Бурцевых хранила их квартирная хозяйка, после чего передала материалы внучке Бурцевых — Екатерине. В 1948 году Екатерина Бурцева передала архив в Центральный государственный архив литературы и искусства.
В 1963 году Бурцевы были реабилитированы. А познакомиться с четырьмя толстенными томами журнала Бурцева можно в отделе редких книг и рукописей НГОУНБ.
Шифры: Ц13, Ц14, Ц15, Ц16