Как вы думаете, какое изобретение можно назвать революционным в книжном деле?
Строго говоря, их два.
Первое буквально перевернуло представление людей о книгах. Это была замена свитков кодексами. И под кодексом подразумевается вовсе не законодательный акт, а форма книги. Все современные книги — это кодексы. Иными словами, кодекс, это тетрадь из сложенных пополам и прошитых по сгибу листов. Обычно в книге таких тетрадей много, а листы, из которых складывались тетради, в разное время были из разных материалов — папирус, пергамент, бумага, клеенка, шелк и т.д.
В чем преимущество кодекса перед свитком?
Во-первых, кодекс оказался компактнее, его легче хранить. А во-вторых (и, пожалуй, это было главное преимущество), в кодексе гораздо проще найти нужный фрагмент текста!

читать дальше

А пока что немного о самом популярном мифе, касающимся книг. Принято говорить, что как только появились печатные книги, многочисленные переписчики остались не у дел, а печатная книга начала триумфальное шествие по планете.
И это мягко говоря, не так.
Почему?
Да по самой простой причине. Книга очень долго считалась роскошью, а роскошь — это не просто очень дорогая вещь, это еще и великолепно выглядящая вещь. Но посмотрите на эту книгу:


Это сейчас мы говорим: "Это же инкунабула! Это первопечатная книга — 1487 год! И вообще этот экземпляр Плиния — единственный в России".Все так, вот только для XV века эта книга выглядела очень и очень скромно. Ни иллюстраций, ни красивых концовок, даже буквиц — и тех нет!
Как по вашему, какие книги выбирали основные потребители книжной продукции — печатные или рукописные?
Рукописные, представьте себе — там были картинки! Хотя, конечно, не во всех книгах. Да и там, где были, их не всегда было много и они были столько великолепны. И все же как правило они были!
читать дальше
"Сделайте нам красиво!" — требовали знатные потребители книг. Их вовсе не радовало, что такая же книга, как у них, может оказаться в доме простого горожанина.
И первые издатели нашли выход. Получилось, что одна и та же книга может существовать в нескольких вариантах, хотя тираж у нее был и один.
Каким образом?
Очень и очень просто.
Буквицы, виньетки, красивые заставки вполне можно было печатать вместе с текстом. Вот как они выглядели:








Они не слишком сильно удорожали книгу.




А вот крупные иллюстрации — тоже отпечатанные — уже вклеивались. И вклеивались они не в весь тираж. И они уже существенно удорожали книгу, делали ее доступной не всем.
Но и этим дело не ограничивалось. Часть вклеенных гравюр еще дорисовывалась тонким пером (пока граверы не научились делать более сложные гравюры). Это еще больше удорожало книгу.
А последней стадией стало раскрашивание гравюр вручную. Таких книг было уже немного и они стоили очень и очень дорого.
В общем, работы у иллюстраторов прибавилось. И подобная практика сохранялась до конца XIX века.читать дальше





@темы: Художники, Книги