

Будущий писатель, критик, публицист, драматург и художник родился 5 января 1921 года в швейцарской деревне Конольфинген, недалеко от Берна. Его отец был протестантским священником. Дед -- политиком, журналистом и поэтом. Дюрренматт рос в атмосфере консерватизма и патриархальной замкнутости, но все же в деревне, где прошло его детство, был театральный зал, где ставились сочинения местного учителя, а на праздниках обязательно читали стихи его деда. Правда, сам Фридрих в детстве отдавал предпочтение не литературе, а изобразительному искусству и первую в своей жизни премию, часы, получил в 12 лет за победу в конкурсе детских рисунков. Любовь к живописи и графике он сохранил на всю жизнь, нередко самостоятельно иллюстрируя свои произведения и создавая картины на религиозные и мифологические сюжеты. За всю жизнь им было создано около тысячи живописных и графических работ.
Первые произведения Дюрренматта -- рассказы -- были опубликованы в 1943 году. Потом появились пьесы и детективные романы, которые он начал писать для заработка. Слава пришла к Дюрренматту в 1950-х годах. Его произведения были переведены на многие языки, его пьесы ставились на многих сценах и экранизировались в разных странах, в том числе и в нашей стране. Наиболее популярны три из них "Ромул Великий", "Визит старой дамы" и "Физики". А ведь есть еще пьесы "Писание гласит..." (в другом переводе "Ибо сказано..."), "Слепой", "Процесс из-за тени осла", "Брак господина Миссисипи", "Ангел приходит в Вавилон", "Операция "Вега", "Авария", "Двойник", "Геркулес и Авгиевы конюшни" и другие.
Да и детективы, которые Дюрренматт начинал писать исключительно ради заработка, теперь признаются классикой, особенно роман "Судья и его палач". Не забыта и повесть "Зимняя война в Тибете".
Критики часто спорили, внес Дюрренматт нечто новое в литературу или он писал под влиянием Кафки и Брехта, но литературные произведения пишутся не для критиков. Дюрренматт называл себя "самым мрачным комедиографом из всех существующих", и он не очень-то верил в то, что драматург может подсказать какие-то решения стоящих перед людьми проблем. В 1987 году он участвовал в московском форуме деятелей культуры "За безъядерный мир, за выживание человечества" и в интервью газете "Известия" сказал: "Нужна демократизация везде и во всём. Один или даже несколько писателей, литература в целом не в состоянии что-либо изменить в этом мире. Так было всегда. Но так не может продолжаться вечно. Иначе писателю остается писать только гротесковые вещи о человечестве, движущемся к катастрофе, а простому человеку сидеть и надеяться на лучшее".