В Нижегородской областной научной библиотеке собирается немало читательских клубов. Один из них — Нижегородский клуб любителей фантастики «Параллакс».
У клуба долгая история — ему более 40 лет. Было время, когда заседания проходили в Доме ученых, затем в редакции журнала «Нижний Новгород», в Планетарии и вот уже двадцать лет — в нашей библиотеке (ул. Варварская, дом 3; рядом с главной площадью Нижнего Новгорода — Минина и Пожарского).
Встречи проходят каждый второй четверг месяца в Белом зале библиотеки (за редким исключением, когда Белый зал занят другими событиями).
22 февраля (четверг) состоится очередная встреча клуба «Параллакс». На этой встрече будет обсуждаться одна из самых необычных фантастических книг — повесть Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Повесть об океане и королевском кухаре». Для знакомства с повестью у желающих имеется еще пара дней.
Встреча начнется в 18.00 часов в Балакиревском зале библиотеки (это на втором этаже главного здания Нижегородской Ленинки, комната 209, отдел нотно-музыкальной литературы).
Добро пожаловать в библиотеку!
Вас ждут интересные обсуждения и дискуссии о книгах.
В 1930 году в нашей стране из музыкальной секции Госиздата и еще нескольких кооперативных издательств было создано издательство «Музгиз» — музыкальное государственное издательство. «Музгиз — Москва — Ленинград» — эти надписи на обложках были знакомы множеству людей, как профессионалам, так и просто любителям музыки.
Издательство выпускало ноты — произведения классики и современных композиторов, а еще большое количество брошюр с рассказами о композиторах и музыкальных произведениях — от песен до опер. Ниже фотографии обложек двух подобных изданий — 1947 и 1950 годов.
Издательство не прекращало работу даже во время войны. Но сейчас я хочу рассказать вам о довоенном издании, 1937 года, «М.И. Глинка. Автобиография. Заметки об инструментовке».
Представьте себе — 1937 год, очень сложное время, когда все силы страны направлены на индустриализацию и подготовку к войне, и вот в это время публикуется брошюра, где не просто рассказывается о композиторе ушедшего XIX века, но дается слово ему самому: в издании приводятся отрывки из «Записок» М. Глинки, которые он вел многие годы. Он сам рассказывает о себе, и он же высказывает свое мнение об инструментовке — то есть изложении музыки в партитуре для оркестра или ансамбля — размышляет, какой она должна быть и чем отличается инструментовка у разных композиторов.
А еще это издание было снабжено иллюстративным материалом (что технически было сделать намного сложнее, чем в наше время).
Издатели снабдили брошюру и фрагментом письма Глинки с замечаниями для составителей либретто оперы «Руслан и Людмила», и его нотным автографом, и очаровательной акварелью 1852 года «Глинка за фортепиано».
Издательство «Музгиз» сделало немало для поддержания музыкальной культуры в стране, но в 1963 году было закрыто, а в 1964 году на его базе было создано издательство «Музыка». Оно существует до сих пор.
Познакомиться с брошюрами «Музгиза» можно в отделе нотно-музыкальной литературы (второй этаж главного здания библиотеки, Балакиревский зал).
Добро пожаловать в библиотеку!
Продолжаем традицию рассказывать о подарках, которые получает библиотека. На этот раз подарок получил отдел нотно-музыкальной литературы. Даритель — известный нижегородский писатель-фантаст, поэт, критик и редактор Наталья Резанова.
Благодаря ей библиотека получила 34 пластинки и 2 диска — от старинной (XVI-XVII века) и классической музыки до эстрадной и бардовской песни 1970-1980- годов.
Это лишь некоторые подаренные пластинки. Одни имена широко известны, другие, возможно, вы слышите в первый раз, но все они позволят вам окунуться в мир музыки.
Отдел нотно-музыкальной литературы дает возможность слушать эти и многие другие пластинки из коллекции библиотеки.
Добро пожаловать в библиотеку, Балакиревский зал ждет вас!
Отдел нотно-музыкальной литературы находится в основном здании библиотеки на втором этаже.
Наверное, трудно найти человека, который не любил бы музыку. И еще труднее выяснить, когда же музыка появилась на свет. Нам кажется, будто музыка сопровождает нас всегда. Люди поют, когда им хорошо и плохо, за работой и отдыхая, музыка звучит в театрах, в кино и в компьютерных играх — музыка сопровождает человека на всем протяжении жизни.
Но как записать музыку? Ведь далеко не всегда можно передать музыкальное произведение от человека к человеку, очень часто в этом деле требуется посредник — запись!
В отделе нотно-музыкальной литературы Нижегородской областной научной библиотеки есть замечательная книга-альбом по этой теме — «Из истории европейского нотного письма. Истоки и развитие. По фондам Российской национальной библиотеки».
Это удивительно красивый альбом, в котором сочетается увлекательное повествование об истории фиксации музыки с богатым иллюстративным материалом — нотированными рукописями и нотными изданиями, альбомами по искусству и музейными каталогами. Даже держать в руках эту книгу доставляет наслаждение, но еще интереснее ее читать.
Хотя альбом посвящен европейским традициям записи музыки, рассказ начинается с Месопотамии и Египта, где зарождалась нотная письменность, а уже потом переходит на Древние Грецию и Рим.
До нас дошло всего несколько записей музыки из Месопотамии, и они до сих пор не расшифрованы, но именно от них в настоящее время ведется традиция музыкального языка.
Не меньший интерес представляет история записи музыки в Средневековой Европе — в том числе появление нот и нотного стана — первоначально состоящего из четырех, а не пяти линеек.
А одна из глав повествует, как обстояло дело с записью музыки на Руси — от крюкового письма до уже знакомых нам нот.
Казалось бы, в наше время проблем с записью музыки нет, но это только кажется. Музыка продолжает развиваться, а, значит, видоизменяется и запись музыки. К началу ХХ века музыка создавалась на основе 12-тоновой темперированной шкалы, при которой самый малый интервал составляет половину тона. Но в современной, а также этнической музыке встречаются интервалы меньше полутона — для их записи требуются новые обозначения. К тому же в музыке стали использоваться звуки реальной акустической среды — к примеру, звуки природы. И это не единственные музыкальные новации.
Одним из первых музыкальных новаторов стал великий русский композитор А.Н. Скрябин (1871/72-1915). В «Поэме огня» он впервые в истории нотации вводит в партитуру партию света! А потом композиторы пошли дальше и дальше!
Некоторые современные записи музыки могут напоминать очень сложные схемы или абстрактные картины. И все это вы найдете в альбоме «Из истории европейского нотного письма».
Приходите, альбом ждет вас в отделе нотно-музыкальной литературы Нижегородской областной научной библиотеки!
Выпуск памятных монет имеет давнюю историю, а монеты, посвященные театру, выпускаются в нашей стране уже более 30 лет. И не первый год действует совместный просветительский проект Волго-Вятского Главного управления Банка России, Нижегородской областной научной библиотеки и библиотек Нижнего Новгорода «ФинИсториУм». В соответствии с этим проектом, Нижегородское отделение Госбанка России организовывает в библиотеках передвижные фотовыставки памятных монет. На этот раз выставка посвящена театру.
За долгие годы памятных театральных монет было выпущено более 100, но на выставке их представлено гораздо меньше. В основном это фотографии монет, посвященных балету.
Кроме самих фотографий монет посетители выставки могут познакомиться со следующими данными:
- название монеты,
- ее номинал и год выпуска,
- металл (серебро, золото или платина),
- содержание чистого металла,
- диаметр монеты,
- тираж,
- серия,
- художник и скульптор (поскольку изображение на монете представляет собой барельеф),
- историческая справка об изображенном на монете.
Выставка будет интересна не только любителям театра и музыки, изобразительного искусства и нумизматики, но и всем, кому небезразлична история России.
Работает выставка до 10 ноября.
Нижегородская областная библиотека ждет вас!
Ул. Варварская, дом 3, этаж 2, отдел нотно-музыкальной литературы (Балакиревский зал, пом. 209).