Посмотрела я задумчиво на современные книги и возник у меня вопрос. А куда подевался такой элемент книжного оформления как буквицы? В самом деле, часто ли сейчас вы встретите в книгах — даже роскошно изданных — буквицы? Нет. Создается впечателние, что издатели и художники начисто забыли о подобном способе украшения книг, а ведь ничто не придает книги большего очарования и не способно лучше передать дух времени, как буквица. Сплошь и рядом иллюстрации в книгах свидетельствуют лишь о том, что художник совершенно не знает, что изображает. Буквица, казалось бы, много проще, но способна создать настроение даже лучше, чем иллюстрация.
Итак, образцы буквиц.
Красиво, не правда ли? А ведь раньше у издательств было много меньше технических возможностей, чем теперь. Но каких результатов они достигали — современным издательствам до этого далеко.
Итак, образцы буквиц.
Красиво, не правда ли? А ведь раньше у издательств было много меньше технических возможностей, чем теперь. Но каких результатов они достигали — современным издательствам до этого далеко.
Действительно, жаль. Мне буквицы всегда нравились.
Про изыски они в курсе, просто на иллюстрациях экономят. Любая иллюстрация удорожает издание. Особенно если ее нужно заказать у художника, а не найти в Интернете, сфотографировать, на скорую руку отрисовать самим.
Смысла как такового в буквицах они не видят, а издание получится сильно дороже. Вот и все.
А иллюстрации? Художники хоть примерно представляют, что изображают? Нет. Никогда не забуду, как в свое время иллюстрировали мой перевод. Я принесла в издательства фотографии, которые идеально подходили для персонажей по типажу, ну, чтобы художник не мучился. И что же? Ему было лень открыть конверт с фотографиями, он взял журнал мод и перерисовал людей оттуда. В результате вместо ирландца получился... впрочем, не будем о грустном.
Я сужу по знакомым мне издательствам. А там как раз ситуация такая, что иллюстрации очень не любят. А художественная редакция — это во многих издательствах вообще отдельная песня. Ваша ситуация очень типична.
Мы тоже постоянно воюем со своими художниками, притом они у нас еще более-менее вменяемые.
Мне кажется, что проблема с иллюстрациями несколько преувеличена, но факт в том, что в большинстве случаев всем просто лень этим заниматься и, как я уже сказала, делать книгу дороже.
Вот, к примеру, образцы оформления:
Красота!
Не, ГОСТам и прочим СанПиНам издательства очень даже следуют. Вынуждены. Хотя, конечно, удешевляют издания, как могут.
В плане использования старых виньеток, буквиц и прочих элементов оформления не уверена, что все так просто. К тому же они подойдут для ограниченного числа изданий.
Не следуют. Нарушают. По ГОСТам нельзя печатать книги на газетной бумаге, а печатают.
Мы — не можем, так как учебную литературу выпускают. Нас сразу же удавят. Монстры вроде "Эксмо" и "АСТ" могут — потому что у них все схвачено. Хотя и у них периодическт проверки устраивают.
В последнее время, кстати, книги на газетной бумаги гораздо реже встречаются.
Moraine , ну, слава Богу, хоть вы не можете, а вот монстры, как вы сказали, могут и выпускают. Иногда вообще забавно: первая и последняя тетрадь блока на нормальной бумаге, а остальное — на газетной. Как будто этого не видно.
первая и последняя тетрадь блока на нормальной бумаге, а остальное — на газетной.
А вот это вообще кошмар. И смотрится ужасно.
Но все их сейчас действительно стало меньше.
Сейчас, кстати, очень часто используют довольно плотную и шершавую бумагу — по ней пальцами даже проводить неприятно. А вот сообразить, что это за бумага, я не могу.
Они, нехорошие, не пишут, что это за бумага, но у меня ощущение, что все же что-то достаточно дешевое.
Было бы очень интересно.
Конечно, но наше книгоиздательство пошло по какому-то не тому пути.
congregatio, по крайней мере это попытка подойти к книге как к явлению культуры, а не просто как к носителю информации. Мне ужасно надоели книги, сделанные тяп-ляп.
Я думаю, что буквицы рисовать просто сложнее, чем просто какие-то картинки. Особенно хорошие буквицы. Потому что тупо картинку "природа и человечки" нарисовать может больше народа, чем буквицу, которая как-то вяжется с произведением. Поэтому на буквицу, наверное, придётся ещё искать художника, который это умеет, а ему ещё и платить, небось, потому что то, что умеет мало людей стоит больше. Хотя вот просто большую бы букву сделать, каким-нибудь навороченым шрифтом, и уже почти оно.
Просто действительно сейчас большинство книг - именно носители информации. Вещь (книга) стала доступна большому кругу людей, а не только избранным и богатым, и ценность её всё-таки снизилась. И не только ценность, но и требования к ней. Представьте себе буквицу в ширпотребном любовном романе... Вот. Может просто издатели не считают их книги достойными вдумчивого вчитывания и обожания.
Потому и иллюстрации подбираются абы какие. И вообще лишь бы меньше заморачиваться.