Посмотрела я задумчиво на современные книги и возник у меня вопрос. А куда подевался такой элемент книжного оформления как буквицы? В самом деле, часто ли сейчас вы встретите в книгах — даже роскошно изданных — буквицы? Нет. Создается впечателние, что издатели и художники начисто забыли о подобном способе украшения книг, а ведь ничто не придает книги большего очарования и не способно лучше передать дух времени, как буквица. Сплошь и рядом иллюстрации в книгах свидетельствуют лишь о том, что художник совершенно не знает, что изображает. Буквица, казалось бы, много проще, но способна создать настроение даже лучше, чем иллюстрация.
Итак, образцы буквиц.

Красиво, не правда ли? А ведь раньше у издательств было много меньше технических возможностей, чем теперь. Но каких результатов они достигали — современным издательствам до этого далеко.

@темы: Художники, Мир старинной книги, Отдел литературы на иностранных языках, Книги

Комментарии
16.07.2011 в 13:53

Да, жаль, что буквицы больше не используют - ну разве что во всяких подарочных изданиях. Получалась же и буква, и иллюстрация к главе...
16.07.2011 в 14:01

just Vera, даже в подарочных изданиях буквицы используются крайне редко. Разве что иногда просто ставят крупную букву, но буквицы перестали специально рисовать для каждой конкретной книги. Очень и очень жаль.
16.07.2011 в 14:10

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Подозреваю, и с точки зрению издательства, и с точки зрения типографии это слишком сильно удорожает издание.
Действительно, жаль. Мне буквицы всегда нравились.
16.07.2011 в 18:37

Moraine , платят же они иллюстраторам. А верстать текст с буквицами не так уж и сложно. Сильно подозреваю, что нынешние издатели просто не в курсе, что есть такие изыски.
16.07.2011 в 18:53

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Про изыски они в курсе, просто на иллюстрациях экономят. Любая иллюстрация удорожает издание. Особенно если ее нужно заказать у художника, а не найти в Интернете, сфотографировать, на скорую руку отрисовать самим.
Смысла как такового в буквицах они не видят, а издание получится сильно дороже. Вот и все.
16.07.2011 в 19:08

Moraine , книги сейчас, пусть не всегда, но часто выходят с иллюстрациями, и они ужасны. Но при этом деньги на них все же тратят. Значит, дело не в экономических причинах. По собственному опыту могу сказать — верстать с буквицами несложно. Лично я каталоги отдела редких книг и рукописей выпускаю с буквицами. НО! Какой культуры издания можно ждать от людей, дающих ТЗ, которые мы периодически читаем?
А иллюстрации? Художники хоть примерно представляют, что изображают? Нет. Никогда не забуду, как в свое время иллюстрировали мой перевод. Я принесла в издательства фотографии, которые идеально подходили для персонажей по типажу, ну, чтобы художник не мучился. И что же? Ему было лень открыть конверт с фотографиями, он взял журнал мод и перерисовал людей оттуда. В результате вместо ирландца получился... впрочем, не будем о грустном.
16.07.2011 в 19:23

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Я сужу по знакомым мне издательствам. А там как раз ситуация такая, что иллюстрации очень не любят. А художественная редакция — это во многих издательствах вообще отдельная песня. Ваша ситуация очень типична.
Мы тоже постоянно воюем со своими художниками, притом они у нас еще более-менее вменяемые.
Мне кажется, что проблема с иллюстрациями несколько преувеличена, но факт в том, что в большинстве случаев всем просто лень этим заниматься и, как я уже сказала, делать книгу дороже.
16.07.2011 в 19:40

Moraine , наши издательства так ухитряются удешевлять книги, что в процессе удешевления давно нарушают ГОСТы. Таким образом их стоны меня мало убеждают. К тому же кто им мешает взять уже существующие буквицы прошлых веков? Там авторское право давно закончилось. В XIX веке выпускались целые каталоги буквиц, заставок и виньеток.
Вот, к примеру, образцы оформления:

16.07.2011 в 19:45

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Красота!
Не, ГОСТам и прочим СанПиНам издательства очень даже следуют. Вынуждены. Хотя, конечно, удешевляют издания, как могут.
В плане использования старых виньеток, буквиц и прочих элементов оформления не уверена, что все так просто. К тому же они подойдут для ограниченного числа изданий.
07.08.2011 в 20:49

Не, ГОСТам и прочим СанПиНам издательства очень даже следуют. Вынуждены
Не следуют. Нарушают. По ГОСТам нельзя печатать книги на газетной бумаге, а печатают.
07.08.2011 в 20:55

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Мы — не можем, так как учебную литературу выпускают. Нас сразу же удавят. Монстры вроде "Эксмо" и "АСТ" могут — потому что у них все схвачено. Хотя и у них периодическт проверки устраивают.
В последнее время, кстати, книги на газетной бумаги гораздо реже встречаются.
07.08.2011 в 21:03

Мы — не можем, так как учебную литературу выпускают.
Moraine , ну, слава Богу, хоть вы не можете, а вот монстры, как вы сказали, могут и выпускают. Иногда вообще забавно: первая и последняя тетрадь блока на нормальной бумаге, а остальное — на газетной. Как будто этого не видно.
07.08.2011 в 21:13

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
первая и последняя тетрадь блока на нормальной бумаге, а остальное — на газетной.
А вот это вообще кошмар. И смотрится ужасно.
07.08.2011 в 21:19

Moraine , конечно, кошмар, но как много таких книг — это полное безобразие.
07.08.2011 в 21:25

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Но все их сейчас действительно стало меньше.
Сейчас, кстати, очень часто используют довольно плотную и шершавую бумагу — по ней пальцами даже проводить неприятно. А вот сообразить, что это за бумага, я не могу. :nope:
07.08.2011 в 22:47

Moraine , не знаю, такие книги мне попадались только изданные в других странах, к примеру, в США. Плотность бумаги где-то 100. Надо посмотреть каталоги.
07.08.2011 в 22:50

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Они, нехорошие, не пишут, что это за бумага, но у меня ощущение, что все же что-то достаточно дешевое.
07.08.2011 в 22:53

Moraine , вот выйду из отпуска, пойду в нашу переплетную и посмотрю каталоги. Вдруг что-то найдется :) Там полно "вееров".
07.08.2011 в 22:58

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Хозяйка книжной горы
Было бы очень интересно.
07.08.2011 в 23:07

Moraine , через 2 недели у меня закончится отпуск -- посмотрю (надеюсь, зав. переплетной тоже выйдет из отпуска).
17.09.2011 в 12:08

L'Appel du Destin
Да,уходящая красота и целый пласт книжной культуры...
17.09.2011 в 12:39

Irina*, да, по сравнению с этим современные книги выглядят за редким исключением убого.
23.09.2011 в 20:48

Охотник на песцов
я согласна: буквицы - это красиво. и не обязательно ведь рисовать целый пейзаж на заднем плане (хотя почему бы не создать произведение искусства?), достаточно сделать фигурную букву - и совсем по-другому смотрится начало главы. иначе оно просто куцое((( мне вот очень нравится готический шрифт...
23.09.2011 в 21:26

и совсем по-другому смотрится начало главы.
Конечно, но наше книгоиздательство пошло по какому-то не тому пути.
29.05.2013 в 08:32

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Мои опусы выпустили с буквицами :) Не шибко навороченными, но все-таки. Симпатичные такие фигурные буковки...
29.05.2013 в 09:21

congregatio, а не покажете? Буквицы, я имею в виду. А то я сейчас как раз размышляю, как должна выглядеть идеально сверстанная и оформленная книга.
29.05.2013 в 09:26

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Хозяйка книжной горы, ну, идеальным это вряд ли можно назвать, наверное :) Но на мой взгляд - так симпатично вышло...

29.05.2013 в 10:14

идеальным это вряд ли можно назвать, наверное :) Но на мой взгляд - так симпатично вышло...
congregatio, по крайней мере это попытка подойти к книге как к явлению культуры, а не просто как к носителю информации. Мне ужасно надоели книги, сделанные тяп-ляп.
29.05.2013 в 10:41

а зачем мне холодильник, если я не курю?
Как будто специально для меня тему подняли :)
Я думаю, что буквицы рисовать просто сложнее, чем просто какие-то картинки. Особенно хорошие буквицы. Потому что тупо картинку "природа и человечки" нарисовать может больше народа, чем буквицу, которая как-то вяжется с произведением. Поэтому на буквицу, наверное, придётся ещё искать художника, который это умеет, а ему ещё и платить, небось, потому что то, что умеет мало людей стоит больше. Хотя вот просто большую бы букву сделать, каким-нибудь навороченым шрифтом, и уже почти оно.
Просто действительно сейчас большинство книг - именно носители информации. Вещь (книга) стала доступна большому кругу людей, а не только избранным и богатым, и ценность её всё-таки снизилась. И не только ценность, но и требования к ней. Представьте себе буквицу в ширпотребном любовном романе... Вот. Может просто издатели не считают их книги достойными вдумчивого вчитывания и обожания.
Потому и иллюстрации подбираются абы какие. И вообще лишь бы меньше заморачиваться.