Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда вы читаете хорошую книгу, а она почему-то не идет. Плохое настроение? Но книга не читается и в хорошем настроении, и при насущной необходимости ее изучить.
В чем же дело?
А дело в том, что книга плохо сверстана, иными словами: дурно оформлена — неудобные шрифты или их слишком много, неразличимые абзацы, слишком большие или наоборот слишком узкие поля, иллюстрации, которые наезжают на текст, путаница со сносками и множество других досадных мелочей...
Хотя и принято говорить, что текст — это просто текст и ничего больше, плохая верстка способна сделать нечитаемым самое лучшее произведение. От такой верстки могут болеть глаза, а дурно сверстанную книгу, журнал или газету может быть даже неприятно держать в руках. С другой стороны, хорошая верстка частенько может «вытянуть» даже не самый лучший текст. Ведь всегда легче читать то, от чего не устают глаза и что приятно держать в руках.
Хотя правила верстки определяются в ГОСТах (т.е. в государственных стандартах), верстка — это не только правила, но еще и искусство.
Вы просите, к чему это я?
А к тому, что о верстке пишут инструкции и книги, и их тоже интересно читать.
На днях в фонде Нижегородской областной библиотеки мне попалась в руки интересная брошюра — В.А. Вяземский «Верстка многотиражной газеты», изданная Лениздатом в 1946 году. Шифр — К57644.1 хр

Да, только что отгремела одна из самых страшных войн в истории человечества, а люди уже думают о том, как сделать газеты удобными для читателей — что для этого нужно сделать?
Автор брошюры подошел к делу серьезно — посмотрите «Оглавление»: «Введение» (простое и доходчивое объяснение, зачем нужна верстка), главы «Экскурсия по типографии», «Формы и типы верстки», «За качество иллюстраций», «Макет», «Подготовка к верстке».
Скажете: «В наше время все это устарело». И ошибетесь.
Да, техника ушла далеко вперед, а вот принципы верстки — нет. Они все те же.

Да и с техникой и устройством типографии не все так просто. Как часто писатели жалуются, что не знают, как в 1940-е или 1950-е годы были устроены различные производства — те же типографии. И спросить, мол, уже не у кого. Зато благодаря этой брошюре все становится ясно и понятно. К тому же труд Вяземского снабжен иллюстрациям, в том числе — образцами техники. Да и примеры газетных иллюстраций в брошюре тоже приведены — жизнь 1940-х годов на них видна, как на ладони.
А ведь это не единственная подобная брошюра, так что составить мнение о прошлом не так уж и сложно, просто стоит посмотреть старые издания и инструкции — Нижегородская областная библиотека по прежнему их хранит.
Добро пожаловать в библиотеку!



@темы: Отдел основного фонда книгохранения