

Толстый том — это пушкинский "Современник".
Библиотеки уже давно не просто места хранения и чтения книг, встреч с писателями и поэтами. Это еще и выставочные залы, где в витринах представляют не только книги.
Сейчас в Белом зале Нижегородской областной библиотеки работают сразу две интересные выставки, связанные общей темой — народные промыслы.
Первая выставка живописных работ называется «Искусство в искусстве». Здесь и натюрморты с произведениями народного прикладного творчества, и декоративные портреты, исполненные в народном стиле — все яркое и радостное, так и побуждающее запеть! Или взять в руки краски и кисти и написать что-то праздничное, под стать увиденному на выставке.
Среди картин работы художников Нижегородского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Ольги Колесовой, Марины Поляковой, Ирины Гришиной, Жанны Семенцовой, Инессы Сафроновой, Светланы Ворожейкиной, Татьяны Яковлевой, Михаила Полякова, Марии Заноги, Ирины Жемчужниковой, Натальи Павловой, Нины Ждановой и Марины Бебришвили-Туре.
А вторая выставка представляет удивительные резные игрушки Игоря Николаевича Фролова. И. Фролов не только резчик, чьи работы хранятся в музеях России и частных коллекциях, но и писатель-сказочник. Его книга «Как женили водяного» с дарственной надписью библиотеке тоже представлена на выставке. А еще на выставке представлены книги по резьбе и очень красивые альбомы.
Обе выставки будут работать до 15 июня — у вас еще есть возможность их посетить.
Добро пожаловать в библиотеку!
Майские праздники уходят корнями в глубь веков и тысячелетий. Когда они появились — не знает никто. В древнем Риме 1 мая приносили жертвы богине плодородия Майе (месяц май назван в ее честь), а сам праздник длился с 28 апреля по 3 мая. Кельты праздновали Бельтайн. У германцев тоже были аналогичные праздники. Костры, украшение деревьев или просто ношение по селениям зеленых ветвей, танцы вокруг дерева — в той или иной форме празднование начала лета сохранилось до наших дней.
И все было бы ничего, но с распространением христианства церковь стала смотреть на такие развлечения косо. Нехорошо получается — христиане справляют языческие праздники, да еще уверены, будто без этих обрядов урожаю не быть. Выход, как всегда, был найден простой — заменить один праздник другим.
Святая Вальбурга (или Вальпургия) родилась в англосаксонской Британии в 710 году. Истории не известно, кто были ее родители, но есть основания полагать, что она родилась в знатной семье. Традиция уверяет, будто Вальбурга была дочерью короля Уэссекса Ричарда. Если это правда, то она была окружена праведниками: отец святой, мать — блаженная, брат матери, епископ Бонифаций (при рождении Винфрид) — святой, два брата тоже святые.
В 11 лет Вальбурга попала в монастырь, где провела 26 лет, изучая науки и богословие. Но ее дядя-епископ был уверен, что судьба племянников — нести свет христианства языческим народам континента, и племянница способна справиться с этим не хуже братьев. И Вальбурга отправилась просвещать.
Представьте себе: VIII век, местности, ныне буквально усеянные городами, представляют из себя один сплошной лес. И по этой дикой местности упорно пробираются несколько монахинь, чтобы проповедовать язычникам.
Наверное, они поразили язычников в самое сердце полным отсутствием чувства самосохранения, так что их проповедь оказалась успешной. Вальбурга даже основала монастырь. В нем она и умерла то ли в 779, то ли в 780 году на руках у своего брата-епископа.
Но история на этом не закончилась, потому что через 90 лет Вальбурга была канонизирована. Канонизация очень удачно состоялась 1 мая.
«Привыкли к майским праздникам? — размышляли иерархи церкви. — Вот вам — празднуйте обретение святой! И нечего шастать в лес и плясать вокруг деревьев!»
Из этой затеи ничего не вышло. Обретение новой святой любители майских праздников встретили с восторгом, а в остальном все продолжалось по-старому, разве что ночь перед 1 мая получила названия Вальпургиевой, а любители ночных (и дневных) игрищ могли говорить, что всего-то справляют день святой, а вы что подумали?
О традиции ходить в лес на 1 мая писал Чосер. Вокруг майского дерева в детстве плясала Жанна д'Арк. Да и в наше время во многих странах Европы это происходит каждый год...
В России праздник весны проходил позже — все же климат у нас холодней, но в XVIII веке майские гулянья были позаимствованы у немцев — сначала в Москве, потом и в других городах. В XIX веке майские пикники стали обычным делом, так что люди даже подзабыли, что этой традиции чуть больше 100 лет.
В XIX веке лидерам рабочего движения пришла в голову светлая мысль — использовать традиционные пикники для развития рабочего движения в России. Так появились «маёвки» (с 1890 года). За несколько веков до этого все, кто праздновал начало лета, уверяли, будто всего лишь отмечают день св. Вальбурги. Теперь рабочие могли выдать свои собрания за обычные майские пикники.
Неудивительно, что на первых советских первомайских открытках изображались традиционные майские хороводы вокруг дерева или майского шеста. Но воспоминания о старых традициях нашли отражения не только на самых первых послереволюционных открытках.
Судите сами.
На фотографии выше изображение традиционного майского шеста, оплетенного лентами, и с цветочным венком — короной — на вершине. А ниже первомайская открытка 1960-х годов: цифра 1 напоминает шест, даже ленточка есть, а на вершине... Да-да, тот самый цветочный венок-корона. И подобных открыток много.
Или другой пример традиционного майского дерева — обычное живое дерево, к которому привязаны ленты.
А вот и соответствующая открытка — живое дерево и к нему привязаны ленты с надписями «мир», «труд», «свобода», «равенство», «братство» и «счастье».
Думаете, это случайное совпадение?
Нет, есть традиции, которые так глубоко сидят в нашем сознании, что люди привычно воспроизводят знакомые символы, даже если они приобретают новое значение.
С праздником 1 мая!
P.S. А в отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной научной библиотеки хранятся не только книги, но и открытки — в том числе и поздравительные.
И еще одна замечательная выставка в Белом зале Нижегородской областной библиотеки — художественная выставка Александра Николаевича Васина (р. 1980 г.) «Время года: цветы».
Александр Васин начал участвовать в выставках с 1999 года, он выпускник Нижегородского архитектурно-строительного университета. Его работы хранятся в частных коллекциях России, Великобритании, Ирландии, США, ОАЭ, Франции...
И вот теперь вы тоже можете полюбоваться на эти работы. Выставка будет работать до 27 апреля — вход свободный.
Добро пожаловать в библиотеку!
Наверное, в истории мало найдется стран, с которыми связано столько легенд. И это не должно удивлять, ведь Египет — одна из древнейших цивилизаций человечества. Еще около пяти тысяч лет назад там уже существовали письменность и государство.
При этом название «Египет», вошедшее во многие языки, вовсе не египетское, а греческое и в некотором роде является ошибкой древних греков. Когда в первом тысячелетии до н.э. они впервые появились в Египте, то потрясенные видом города Мемфиса, который в то время египтяне называли Хут-ка-Птах — Дом [храм] души бога Пта — они перенесли название города на всю страну.
А вот сами египтяне называли свою страну за плодородие «Черной землей» — Та-Кемет. От этого названия произошло слово «химия». И еще одно слово вошло из древнеегипетского во многие языки мира — название пустынь. Пустыню египтяне называли «красной землей» — дешрет. Наверняка, вы знаете слово desert, вошедшее в языки романской группы, а также в английский.
Издавна европейцев зачаровывала седая древность египетской истории, не случайно, воюя в Египте Наполеон заявил своим солдатам: «Сорок веков смотрят на вас». Впрочем, тут он ошибался. В наше время историки пришли к выводу, что история Египта гораздо древнее. Да и сама египетская история оказалась гораздо запутаннее, чем казалось в XIX веке.
Египет воевал, завоевывал земли и сам частенько подвергался завоеваниям. Его завоевывали гиксосы, ассирийцы, персы, греки под командованием Александра Македонского, римляне, арабы, турки, французы, англичане... Нынешнее население Египта в подавляющем большинстве уже не имеет отношения к тем египтянам, что строили пирамиды и делали удивительные погребальные портреты Фаюма. Впрочем, потомки тех египтян тоже сохранились, составляют примерно 8-12% населения современного Египта и именуются коптами. В отличие от арабского населения страны, исповедующего ислам, копты христиане и принадлежат к одной из древнейших христианских церквей мира.
Какой бы не была история Египета, он всегда привлекал внимание окружающих народов — как ближних, так и дальних. Мы можете увидеть Египет на страницах Библии, он появлялся в книгах путешественников, о нем писали художественные произведения — прозу и поэзию, книги реалистические и сказочные, и именно в Египте примерно в 4 веке до н.э. впервые была рассказана сказка о Золушке.
А периодизацию жизни египетских фараонов, которую в III веке до н.э. составил египетский жрец и историк Манефон, современные египтологи используют до сих пор — он разделил всех фараонов на 30 династий. Впрочем, история Египта началась еще в додинастический период, и литература об этом периоде египетской жизни так же есть на выставке.
Надо сказать, что в витринах Белого зала представлены книги, изданные с XVIII века до нашего времени — как путевые заметки, так и серьезные научные труды, а также переводы произведений древнеегипетской литературы.
Немалое внимание и восхищение вызывают великолепные альбомы по искусству Древнего Египта, а также популярные книги из серии «Повседневная жизнь»: это и повседневная жизнь во времена великих фараонов и Клеопатры VII, той самой, в которую были влюблены Юлий Цезарь и Марк Антоний, и даже повседневная жизнь египетских богов.
Выставка будет работать до 28 апреля, так что вам стоит поспешить. Дни летят незаметно, событий в истории и культуре много, если вы хотите прикоснуться к египетской истории и отметить заинтересовавшие вас книги — Белый зал Ленинки ждет вас.
Добро пожаловать в библиотеку!