Наверное, в истории мало найдется стран, с которыми связано столько легенд. И это не должно удивлять, ведь Египет — одна из древнейших цивилизаций человечества. Еще около пяти тысяч лет назад там уже существовали письменность и государство.

При этом название «Египет», вошедшее во многие языки, вовсе не египетское, а греческое и в некотором роде является ошибкой древних греков. Когда в первом тысячелетии до н.э. они впервые появились в Египте, то потрясенные видом города Мемфиса, который в то время египтяне называли Хут-ка-Птах — Дом [храм] души бога Пта — они перенесли название города на всю страну.
А вот сами египтяне называли свою страну за плодородие «Черной землей» — Та-Кемет. От этого названия произошло слово «химия». И еще одно слово вошло из древнеегипетского во многие языки мира — название пустынь. Пустыню египтяне называли «красной землей» — дешрет. Наверняка, вы знаете слово desert, вошедшее в языки романской группы, а также в английский.

Издавна европейцев зачаровывала седая древность египетской истории, не случайно, воюя в Египте Наполеон заявил своим солдатам: «Сорок веков смотрят на вас». Впрочем, тут он ошибался. В наше время историки пришли к выводу, что история Египта гораздо древнее. Да и сама египетская история оказалась гораздо запутаннее, чем казалось в XIX веке.
Египет воевал, завоевывал земли и сам частенько подвергался завоеваниям. Его завоевывали гиксосы, ассирийцы, персы, греки под командованием Александра Македонского, римляне, арабы, турки, французы, англичане...  Нынешнее население Египта в подавляющем большинстве уже не имеет отношения к тем египтянам, что строили пирамиды и делали удивительные погребальные портреты Фаюма. Впрочем, потомки тех египтян тоже сохранились, составляют примерно 8-12% населения современного Египта и именуются коптами. В отличие от арабского населения страны, исповедующего ислам, копты христиане и принадлежат к одной из древнейших христианских церквей мира.
Какой бы не была история Египета, он всегда привлекал внимание окружающих народов — как ближних, так и дальних. Мы можете увидеть Египет на страницах Библии, он появлялся в книгах путешественников, о нем писали художественные произведения — прозу и поэзию, книги реалистические и сказочные, и именно в Египте примерно в 4 веке до н.э. впервые была рассказана сказка о Золушке.
А периодизацию жизни египетских фараонов, которую в III веке до н.э. составил египетский жрец и историк Манефон, современные египтологи используют до сих пор — он разделил всех фараонов на 30 династий. Впрочем, история Египта началась еще в додинастический период, и литература об этом периоде египетской жизни так же есть на выставке.
Надо сказать, что в витринах Белого зала представлены книги, изданные с XVIII века до нашего времени — как путевые заметки, так и серьезные научные труды, а также переводы произведений древнеегипетской литературы.
Немалое внимание и восхищение вызывают великолепные альбомы по искусству Древнего Египта, а также популярные книги из серии «Повседневная жизнь»: это и повседневная жизнь во времена великих фараонов и Клеопатры VII, той самой, в которую были влюблены Юлий Цезарь и Марк Антоний, и даже повседневная жизнь египетских богов.

Выставка будет работать до 28 апреля, так что вам стоит поспешить. Дни летят незаметно, событий в истории и культуре много, если вы хотите прикоснуться к египетской истории и отметить заинтересовавшие вас книги — Белый зал Ленинки ждет вас.
Добро пожаловать в библиотеку!



@темы: Книги, Историческая литература, Религиозная литература, Альбомы, Искусствоведение, Отдел редких книг и рукописей, Белый зал, Отдел основного фонда книгохранения, Атласы, Мемуарная литература

Очень часто на литературных порталах можно видеть такие вопросы: «Кто-нибудь помнит, как одевались в 1974 году? А в 1948? А какие пели песни? Как там вообще жили-то? Мне главу писать, а я застрял». Еще чаще люди прямо спрашивают, как собрать материал для написания рассказа или романа.
Одно из лучших мест для такой работы — библиотека. Книги всегда помогут, и я даже говорю не о художественной литературе. Очень много знаний о времени дает издаваемая в ту или иную эпоху литература нон-фикшн, в том числе — памятки и инструкции. Да-да, вы когда-нибудь задумывались, сколько их издавалось? И в какие годы чему отдавалось предпочтение.
Недавно я словно заглянула в 1948 год. Сотрудники библиотеки заносят в электронный каталог старые издания, чтобы вы могли находить о них информацию не только в карточном каталоге библиотеки, но и в электронном каталоге, спокойно сидя дома и выбирая, что бы стоило посмотреть. Бросается в глаза огромное количество инструкций, связанных со строительством и вообще с обеспечением жизни людей. И тут же — информация о первой помощи при травмах.

А еще возделывание и сбор лекарственных растений, борьба с сусликами — все очень информативно и доступно, с многочисленными иллюстрациями. Для школьников еще и информация о землемерных работах. Все тоже иллюстрировано.

Инструкций, памяток и учебников очень много, так что возникает образ страны, которая усиленно отстраивается и обустраивается после страшного разорения войны. И при этом издания уделяют внимание не только труду, но и отдыху. Да, многого в стране не хватает, поэтому появляется еще одно руководство — как самостоятельно сделать лыжи! Автор — заслуженный мастер спорта Владимир Серебряков — удивительный человек, не только спортсмен, но и автор нескольких книг о лыжах, коллекционер лыж.

Свою коллекцию спортсмен собирал с 1910 года, а в 1930-е годы, когда она стала представлять научную ценность, передал ее в Государственный институт физической культуры. Издание 1948 года была вторым изданием этого труда спортсмена. Первый раз книга «Как самому сделать лыжи» была опубликована в 1940 году.
И, конечно, издатели помнили о досуге сограждан. Люди вновь стали ездить по стране. В качестве ответа на этот интерес появились новые путеводители. Ниже лишь небольшая их часть. При этом в путеводителях были фотографии не только современного состояния городов, но и планы прошедших веков.

Не менее активно было представлено в изданиях 1948 года искусство. Начну с плакатов, потому что они тоже прекрасно передают время. Данный же сборник помогает не только представить послевоенное время, но и все предшествующие годы с 1918 г. Некоторые плакаты, опубликованные в книжке издательства «Искусство», известны всем, а вот некоторые вы наверняка увидите впервые.

А еще массовая библиотека «Искусство» выпускала иллюстрированные брошюры о художниках, спектаклях, отдельных картинах, артистах, музыке и т.д. Представьте себе, всего три года как закончилась война, но государство старалось просвещать сограждан, давало им возможность овладеть всем мировым культурным богатством.

И опять же — это лишь малая часть выпускаемых в 1948 году брошюр по искусству. Да, они стоили дорого — именно из-за значительного количества иллюстраций, но эти брошюры издавались тиражом в 10, а чаще — 15 тыс. экземпляров, так что были хорошо представлены в библиотеках.
И последняя книга сегодняшнего обзора. Статьи о Соединенных Штатах Америки «Такова Америка». И нет — ее написал не советский журналист, а английский. Дерек Картэн (1919-2005) — инженер, журналист, писатель и драматург, сначала член коммунистической, а потом лейбористской партий Великобритании.

Таков небольшой обзор изданий 1948 года. Он скромен, но позволяет представить жизнь 1948 года.
Добро пожаловать в библиотеку! Книги ждут вас!



@темы: Книги, Учебная литература, Искусствоведение, Научно-популярная литература, Отдел основного фонда книгохранения, Общественно-политическая литература, Сельскохозяйственная литература

Этот журнал создавался дважды. Сначала в 1936 году и существовал до июня 1941 года — его работу прервала Великая Отечественная война. Затем был воссоздан в 1978 году. Ниже обложки номеров журнала за 1936, 1939, 1941 и 1980 года.

Во многом его создание было чудом. Революция случилась без малого за 19 лет до этого. До революции была мировая война. После революции — Гражданская война. Была разруха. Была неграмотность, которую надо было ликвидировать. И вот в этих условиях создается журнал «Юный художник». Журнал, который не только становится наставником юных художников в решении практических задач, но еще и дает читателям знания по истории мирового изобразительного искусства от древнейших эпох до современности.
Именно в 1936 году были заложены традиции журнала. Это касалось и оформления — в 1978 году его повторили почти полностью. Разница была разве что в том, что с 1970-х годов печатать цветные обложки и репродукции уже не представляло труда, а вот в 1930-е годы цветных репродукций в журнале было мало, а цветная репродукция на обложку наклеивалась! В результате некоторые читатели отрывали репродукции, желая заполучить картинки себе...
Придумал оформление журнала художник Евгений Николаевич Голяховский (1901-1971). Уже тогда он был известен как мастер экслибрисов и книжный иллюстратор.
В создании и издании журнала принимали участие очень известные люди. К примеру, Кукрыниксы (творческий псевдоним коллектива художников Михаила Куприянова (1903-1991), Порфирия Крылова (1902-1990) и Николая Соколова (1903-2000), искусствовед, критик, специалист по музейному делу, организатор народных промыслов и педагог, доктор искусствоведения Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939), художник и ученый-педагог, организатор первой Всемирной выставки детского рисунка 1934 г. Галина Викторовна Лабунская (1893-1970). Позднее она организовала еще и Музей детского рисунка.
В журнале юным читателям и художникам давались подробные рекомендации по различным художественным техникам. В новом «Юном художнике» повторили этот опыт. Слева довоенный «Юный художник», справа — 1970-е годы.

Точно так же давались подробные обзоры работ старых мастеров и различных направлений в изобразительном искусстве. Довоенный «Юный художник» и журнал 1980-х годов.

Надо сказать, что временами в довоенном журнале более подробно разбирались работы юных художников, которые присылали в редакцию журнала со всей страны. Учитывая же уровень жизни в 1930-х годах, в журнале давались рекомендации, которые в наше время вы уже не найдете. К примеру:
- как самим сделать этюдный ящик,
- как самим сделать уголь для рисования,
- как самим составить масляные краски,
- как самостоятельно проверить качество краски....

Советов в журнале было много, в том числе и советы, что читать по теме. В каждом номере довоенного журнала обязательно содержалась информация о выходящей по искусству литературе.  

К сожалению, в воссозданном журнале эта традиция не возродилась. Зато появились новые — обсуждение читателями той или иной проблемы.
Да и сам по себе возродившийся журнал был роскошен. Великолепная бумага, множество иллюстраций — по большей части цветных. Прекрасные статьи. Бывало, их писали по просьбам юных читателей. Как, к примеру, статью об американском художнике Джордже Кэтлине — ее написали по просьбе 14-летнего школьника из поселка Правдинск Горьковской области (ныне Нижегородская). Сейчас Правдинск стал частью Балахны, а тогда был рабочим поселком.

А еще журнал рассказывал о народном искусстве и о самых разных проявлениях этого искусства.

И, конечно, журнал проводил конкурсы среди молодых, разбирал присылаемые в журнал работы...
Журнал «Юный художник» настолько увлекателен, что его читали и читают не только те, кто занимается тем или иным видом изобразительного искусства. И не только юные читатели.
Читать журнал можно в отделе периодических изданий Нижегородской областной научной библиотеки. Шифр — р6950.3



@темы: Художники, Искусствоведение, Отдел периодических изданий

Друзья! Вы уже читали рассказ об иллюстрированном путеводителе «Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа». А вот эта книга — «Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры» — построена в точности по тем же принципам, что и путеводитель, но рассказ ведется уже не об Эрмитаже, а о Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Авторы книги — Рогнеда Русакова и Галина Шрамкова.
Путеводитель постарались сделать красивым: суперобложка, мелованная бумага, почти 180 репродукций, в том числе и цветные. В путеводителе представлены произведения искусства от средневековья до ХХ века. Как сказано в аннотации: «Помочь читателю и зрителю ориентироваться в мире мифологических героев — цель этой книги».
Достижению этой цели способствуют и вступление, и словарные статьи о персонажах и сюжетах, и, конечно, справочный аппарат — всевозможные указатели: художников и скульпторов, персонажей, сюжетов...
Вот, к примеру, перечисление художников на букву Т:
Тараваль, Гюг
Тенирс Младший, Давид
Труа, Жан Франсуа де
Турки, Алессандро, прозв. Алессандро Веронезе или Орбетто [нет, это не тот знаменитый Веронезе — тот Паоло]
Тьеполо, Джованни Баттиста
Тьеполо, Джованни Доменико [два Тьеполо — это отец и сын]
Буква Т в именах не самая распространенная, но в целом список художников и скульпторов в именном указателе представлен хороший.
А вот и одна из словарных статей с репродукцией — «Королева Изабо» Пабло Пикассо.

Что интересно, в Интернете периодически слово в слово цитируют эту статью, правда, без ссылок на книгу.
Словарные статьи на двух святых, естественно, с репродукциями и перечислением, чьи еще работы на эти же темы хранятся в музее.

Читать книгу можно в отделах Нижегородской областной научной библиотеки:
Ц 17567.1 цф
Вх 56994 хр
Вф 191988 аб



@темы: Книги, Художники, Добро пожаловать!, Абонемент, Искусствоведение, Отдел редких книг и рукописей, Отдел основного фонда книгохранения

Думаю, все помнят, что в этом году Нижний Новгород отпраздновал свое 800-летие. Наш город был основан в 1221 году, а это далекий XIII век. И, конечно, интересно узнать, а что в этом веке происходило на планете Земля?
В Нижегородской областной научной библиотеке есть немало интересных книг на эту тему. Одно из самых интересных изданий — это большой роскошный альбом-каталог «Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1270-1300», вышедший в свет в 1984 году.

К сожалению, в библиотеке нет первого тома каталога за 1200-1270 годы, но и второй том великолепен и прекрасно позволяет проникнуться духом эпохи.
В альбоме-каталоге есть прекрасная вступительная статья о книгах XIII века, а рассказ о каждой книге каталога содержит ее название и место, где она хранится, информацию о языке книги, количестве листов, предполагаемое время и место создания.
Затем дается подробное внешнее описание, содержание, особенности письма, декор, последующие добавления (ведь у каждой книги долгая история), сама история рукописи, ее сохранность, библиография (кто и что писал о рукописи), содержание миниатюр (где располагаются и что там изображено), естественно дается фото и внешнего вида книги.
Фотографии как черно-белые, так и цветные. Черно-белые показывают только саму миниатюру, цветные — всю страницу целиком.
Удивительное дело, но именно французские книги XIII века сохранились много лучше других рукописных книг — за счет очень высокого качества работ на всех этапах создания (от выделки пергамента до составления красок и росписи). Даже итальянские рукописные книги XIII века уступали французским, а ведь в Италии уже начался Проторенессанс. Да и во Франции книги XIV-XV века уступали веку XIII. Возможно, причина была в Столетней войне — не до жиру быть бы живу...
Среди иллюстрированных книг XIII века представлены Библии, Псалтыри, Миссалы (богослужебная книга, содержащая все тексты, песнопения и наставления для службы мессы на весь год), а также такие книги как «Жизнь и чудеса Богоматери», Комментарии на книги двенадцати малых пророков и Лекционарий монастыря Сен-Мартен-де-Шан,  «Деяния римлян», «Книга о рыцарском искусстве» (перевод на французский язык книги Публия Флавия Вегеция «О военном деле» 390-410 годов, сделанный поэтом, сатириком и филологом Жаном де Меном, автором «Романа о Розе», где-то в 1284 году), бестиарий и другие.
И когда вы все это смотрите, у вас появляется полное ощущение прикосновения к прошлому. Правда, переплеты XIII века на книгах не сохранились. Что удивляться! Время и войны не способствуют их сохранности, да и вкусы в каждом веке свои — из-за чего владельцы частенько меняли переплеты на более современные. Самые ранние относятся к рубежу XV-XVI веков, и они довольно скромные (как и переплеты уже XVIII века).
Вот, полюбуйтесь — конные рыцари из книги «О рыцарском искусстве». Как видите, на этой странице наглядна видна связь веков.

Текст IV века н.э., перевод и миниатюра — XIII века, автограф Петра Петровича Дубровского, который в 1792 году приобрел эту и многие другие рукописные книги (он поставил дату), перевод Жана де Мена, который как автор «Романа о Розе» неоднократно упоминался в прозе и поэзии более поздних веков, в том числе в XIX веке в романе «Три мушкетера»... А всего-то одна репродукция из книги...


читать дальше


Немалый интерес представляют и «Жизнь и чудеса Богоматери», хотя некоторые с современной точки зрения могут показаться очень странными. Вот к примеру, эта история:

Некая настоятельница монастыря согрешила, но она так усердно молилась деве Марии, что та вместе с ангелами помогла ей успешно разрешиться от бремени, прикрыла ее во время инспекции епископа, а новорожденного ангелы отдали на воспитание в почтенную семью.
Нотная запись песнопений. Посмотрите, пока здесь только четыре линейки. Пятая будет добавлена позже, как и многое другое.

Показать все миниатюры представленных в альбоме книг невозможно. Но вот еще парочка:

А вы можете сходить в библиотеку, взял этот альбом и, листая его, ощутить дыхание далекого прошлого.
Альбом-каталог находится в отделе основного фонда книгохранения (2 этаж главного здания). Шифр 52546.3



@темы: Книги, Военная литература, Историческая литература, Религиозная литература, Альбомы, Добро пожаловать!, Художественная литература, Искусствоведение, Отдел основного фонда книгохранения

Очень часто читатели жалуются, что нет путеводителя по мифологии и искусству. Ошибаются, конечно, потому что такие книги есть. Одна из них — замечательная книга «Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа», находящаяся в фондах Нижегородской областной научной библиотеки.

У этой прекрасной книги три автора: Дора Буслович, Ольга Персианова и Екатерина Руммель. Книга была издана в Ленинграде в 1978 году в издательстве «Аврора». Тираж — 125 тыс. экз. Это 3-е издание, дополненное. Даже для нашего времени книга прекрасно издана — мелованная бумага, репродукции на каждой странице — ее приятно держать в руках.
Что из себя представляет издание?
Это справочник, в котором даются краткие описания сюжетов художественных произведений, хранящихся в Эрмитаже. Как сказано в Предисловии, сюжеты берутся из античной мифологии, Библии, средневековых христианских легенд, истории, литературы и эпоса.
Первая статья — Август перед гробницей Александра Македонского, далее идут Авраам, Адам и Ева, Александр Македонский, Амазонки после боя, Амон, Амур, Амур и Психея, Амфитрита, Анубис, Аполлон... Последним в справочнике рассказывают о Ясоне.
Репродукции черно-белые, но от этого книга не становится хуже.

Как и любой хороший справочник, издание снабжено справочным аппаратом: Географическим указателем, Именным указателем, Алфавитным указателем картин, скульптур, шпалер, Указателем имен живописцев и скульпторов.
Посмотрим, кого авторы называют в середине Указателя имен живописцев и скульпторов:


Ла Гир, Лоран де


Лагрене Младший, Жан-Жак


Ланфранко, Джованни


Ластман, Питер


Лауниц, Эдуард


Лаури, Филиппо


Лебрен, Шарль


Лейден, Лукас ван


Лемуан, Франсуа


Леонардо да Винчи


Ленотр, Пьер


Лесюер, Эсташ


Летьер, Гильом Гильон


Липпи, Филиппино


Липпи, Фра Филиппо


Лисипп


Ломбардо, Антонио


Лоренцетти, Уголино


Лука делла Роббиа


Разные страны, разные эпохи, самые разные мастера… Справочник помогает формированию основы знаний по мифологии, истории и литературе. Он напоминает компас в мире художественных знаний.


Благодаря этой книге можно научиться различать художников, узнавать мифологические, литературные и исторические сюжеты даже в незнакомых картинах и скульптурах, считывать символику. Ведь это действительно не так уж и сложно.


В библиотеке есть два экземпляра книги — в отделе основного фонда книгохранения (шифр — Ц13001 хр) и в отделе читальных залов (Пф180971 чз).


И что приятно — это не единственная подобная книга в библиотеке. Но о других в следующий раз.



@темы: Книги, Художники, Добро пожаловать!, Искусствоведение, Отдел основного фонда книгохранения